Петр Демьянович Успенский

Tertium organum (Часть 1)

Стены, которые он сам построил кругом себя, начинают рушиться одна

за другой, и за падающими стенами перед ним раскрываются бесконечные

горизонты возможностей знания, которые ему раньше далее не снились.

И тогда у него совершенно меняется взгляд на все окружающее. Он

понимает, что видимое производится невидимым; и что, не поняв невидимого,

нельзя понять видимого. Его 'позитивизм' начинает колебаться. И если это

человек со смелой мыслью, то в один прекрасный момент он увидит, что как раз

то, что он считал реальным и истинным, -- нереально и ложно, а то, что он

считал ложным, -- реально и истинно.

Прежде всего он видит, что проявившиеся физические явления часто

скрываются, точно ручей, ушедший под землю. Но не исчезают совсем, а живут в

скрытом виде в чьем-то сознании, в чьей-то памяти, в чьих-то словах или в

книгах, как будущая жатва скрывается в семенах. И потом опять вырываются на

свет, из скрытого состояния переходят в явное, производя шум, гром и

движение.

Мы видим эти переходы невидимого в видимое в личной жизни человека,

видим в жизни народов, в истории человечества. Эти цепи событий идут

непрерывно, переплетаясь между собою, входя одна в другую, временами

скрываясь от наших глаз, временами появляясь опять.

Художественное изображение этой идеи я нахожу в статье 'Карма' Мабель

Коллинз в книге 'Light on the Path' (в русском переводе 'Свет на Пути'

статья 'Карма' не приведена).

-- Представьте себе вместе со мною, -- говорится в этой статье, -- что

каждое индивидуальное существование есть как бы канат, протянутый из

бесконечности в бесконечность, не имеющий ни конца, ни начала и не могущий

быть разорванным. Этот канат образован из бесчисленного количества тонких

нитей, которые, лежа тесно вместе, образуют его толщину... И помните, что

эти нити живые, -- они подобны электрическим проволокам или даже скорее

подобны вибрирующим нервам...

Но иногда эти длинные живые нити, в своем непрерывном сплошном

протяжении образующие индивидуальное существо, переходят из тени на свет...

Эта иллюстрация представляет только небольшую часть -- одну сторону

истины, это меньше, чем фрагмент. Но остановитесь на нем, при помощи его вы

можете пойти дальше и понять больше. Что необходимо прежде всего понять, это

то, что будущее не образуется произвольно отдельными поступками настоящего,

но что все будущее есть неразрывная сплошная протяженность настоящего, как

настоящее есть сплошная протяженность прошедшего. На одной плоскости, с

одной точки зрения, пример каната совершенно верен.

М. Collins. 'Light on the Path and Karma' (p. 96, 97, 98).

Приведенное место показывает нам, что идея кармы, созданная в глубокой

древности индийской философией, есть идея непрерывной последовательности

явлений. Каждое явление, как бы мало оно ни было, есть звено бесконечной и

неразрывной цепи, идущей из прошедшего в будущее, переходя из одной сферы в

другую, то появляясь в виде физических явлений, то скрываясь в явлениях

сознания.

Если мы посмотрим на идею кармы с точки зрения нашей теории времени и

пространства многих измерений, то для нас перестанет казаться чудесной и

непонятной связь отдаленных событий. Раз самые отдаленные по времени события

соприкасаются в четвертом измерении, то это значит, что в сущности они

происходят одновременно, как причина и следствие, и стены, разделяющие их,

-- только наша иллюзия, которую не может превозмочь наш слабый рассудок.

Вещи соединены не временем, а внутренней связью, внутренним соотношением. И

время не может разъединить вещи, внутренне близкие, вытекающие одна из

другой. Какие-нибудь другие свойства этих вещей заставляют их казаться нам

разъединенными океаном времени. Но мы знаем, что этого океана в

действительности не существует, и начинаем понимать, каким образом и почему

события одного тысячелетия могут непосредственно влиять на события другого

тысячелетия.

Для нас становится понятной скрытая деятельность событий. Мы понимаем,

что для наших глаз явления должны делаться скрытыми, чтобы сохранить нам

иллюзию времени.

Мы знаем это, знаем, что сегодняшние события вчера были идеями и

чувствами -- и что завтрашние события сегодня лежат в чьем-то раздражении, в

чьем-то голоде, в чьем-то страдании. Мы знаем все это, и тем не менее наша

'позитивная'