Петр Демьянович Успенский

Tertium organum (Часть 1)

ли этому

субъективному представлению какая-нибудь объективная реальность. Но все-таки

будет думать, что раз есть действие поддающееся измерению, то должна быть и

причина его, заключающаяся в изменении в состоянии линии, то есть в

движении.

Видимые им линии плоское существо может назвать материей а углы

движением. То есть ломаную линию с углом плоское существо может назвать

движущейся материей. И действительная линия по своим свойствам будет для

него совершенно аналогична материи в движении.

Если к плоскости, на которой живет плоское существо, приложить куб, то

этот куб не будет существовать для двумерного существа, кроме только

квадрата, соприкасающегося с плоскостью, то есть в виде линии с

периодическими движениями. Точно так же для двумерного существа не будут

существовать лежащие вне его плоскости другие тела, соприкасающиеся с его

плоскостью или проходящие сквозь нее. Из них будут ощутимы только плоскости

соприкосновения или разрезы. Но если эти плоскости или разрезы будут

двигаться или меняться, то двумерное существо, разумеется, будет думать, что

причина изменения или движения лежит в них самих, то есть здесь же на его

плоскости.

Как уже было сказано, двумерное существо будет считать неподвижной

материей только прямые линии; ломаные линии и кривые для него будут казаться

движущимися.

Что же касается до линий действительно движущихся, то есть линий,

ограничивающих разрезы или плоскости соприкосновения тел, движущихся сквозь

плоскость или вдоль плоскости, то для двумерного существа в них будет что-то

непонятное и неизмеримое. В них будет как будто присутствие чего-то

самостоятельного, зависящего только от себя. Это будет происходить по двум

причинам: неподвижные углы и кривые, свойства которых двумерное существо

называет движением, оно может измерять, -- именно потому что они неподвижны;

движущиеся же фигуры оно не будет в состоянии измерять, потому что изменения

в них будут вне его контроля. Эти изменения будут зависеть от свойства всего

тела и его движения, а двумерное существо будет знать из всего тела только

одну сторону или разрез. Не представляя себе существования этого тела и

считая движение присущим сторонам и разрезам, оно, вероятно, будет считать

их живыми существами. Оно будет говорить, что в них есть что-то, чего нет в

других обыкновенных телах, жизненная энергия или даже душа. Это что-то будет

считаться непостижимым и действительно будет непостижимым для двумерного

существа, так как является результатом непонятного для него движения

непонятных тел.

Если мы представим себе неподвижный круг на плоскости, то для

двумерного существа это будет движущаяся линия с какими-то очень странными,

непонятными для нас движениями.

Видеть этого движения плоское существо никогда не будет. Может быть,

оно назовет его молекулярным движением, то есть движением мельчайших

невидимых частиц 'материи'.

Затем, круг, вращающийся вокруг оси, лежащей в центре, ничем не будет

отличаться для двумерного существа от неподвижного круга. Оба будут казаться

движущимися.

Но если мы представим себе на плоскости квадрат, вращающийся вокруг

своего центра, то для двумерного существа это будет, благодаря двойному

движению, необъяснимое и неизмеримое явление, вроде явления жизни для

современного физика.

Таким образом, для двумерного существа прямая линия будет неподвижной

материей, ломаная или кривая материей в движении, а движущаяся линия --

живой материей.

Центр круга или квадрата будет для плоского существа недоступен, как

для нас недоступен центр шара или куба плотной материи, -- и центр будет

непостижим, потому что у двумерного существа не будет идеи центра.

Не представляя себе явлений, происходящих вне плоскости, то есть вне

его пространства, плоское существо все явления, как уже было сказано, будет

считать происходящими на своей плоскости. И все явления, которые оно считает

происходящими на плоскости, оно будет считать находящимися в причинной

зависимости друг от друга, то есть оно будет думать, что одно явление есть

следствие другого, происшедшего здесь же, и причина третьего, которое

произойдет здесь же.

Если сквозь плоскость будет проходить разноцветный куб, то весь куб и

его движение плоское существо будет воспринимать как изменение цвета