Петр Демьянович Успенский

Tertium organum (Часть 1)

производства и потребления, то

есть живущее на плоскости производства-потребления. Как можно представлять

себе человека вообще в виде такого явно искусственного существа? И как можно

надеяться понять законы жизни человека с его сложными запросами духа и с

главным импульсом жизни, заключающимся в стремлении к постижению, пониманию

всего кругом себя и в себе, -- изучая воображаемые законы жизни

воображаемого существа на воображаемой плоскости? Ответ на этот вопрос

составляет секрет изобретателей. Но схема Маркса и его последователей

увлекает людей, как увлекают все простые схемы, дающие короткий ответ на ряд

длинных вопросов. И мы слишком запутались в материалистических теориях и не

видим ничего, кроме них.

* * *

Позитивная наука по существу не отрицает учения о феноменах и ноуменах

-- только она утверждает в противность Канту, что, изучая феномены, мы

постепенно подходим к ноуменам. Ноуменами явлений наука считает движение

атомов и эфира или вибрации электронов, рассматривая, таким образом,

Вселенную как вихрь механического движения, принимающего для нас

'феноменальную окраску' при восприятии его органами чувств.

'Материализм', или 'энергетизм', утверждает, что явления жизни и

сознания -- только функция физических явлений, что без физических явлений

жизнь и сознание существовать не могут и представляют собой только известную

сложную комбинацию этих последних. Материализм утверждает, что явления

сознания создаются из преломленных в живом организме внешних раздражений,

что вся психическая и духовная жизнь эвоюционировала из простой

раздражаемости клетки, то есть из способности отвечать движением на внешнее

раздражение, что все три рода явлений в сущности одно и то же, -- и высшие,

то есть явления жизни и сознания, суть только различные проявления низшего,

то есть явлений движения.

На все это можно возразить одно. Если бы это было верно -- это давно

было бы доказано. Ничего не может быть легче, как доказать

материалистическую гипотезу. Стоит только получить механическим путем жизнь

или сознание. Материализм -- это одна из тех 'очевидных' теорий, которые не

могут быть верными без доказательства, потому что они не могут не иметь

доказательств, если в них есть хоть крупица истины.

Но доказательств у материализма нет, наоборот, бесконечно большая

потенциальная жизнь и сознания в сравнении с механическим движением говорит

нам нечто совершенно противоположное. И мы с полным правом можем сказать,

что материализм -- это такая же субъективная теория, как любая доктрина

догматической теологии.

Достаточно одного указанного факта огромной освобождающей,

развязывающей силы явлений сознания для того, чтобы совершенно реально и

твердо поставить проблему о мире скрытого.

И мир скрытого не может быть миром бессознательного механического

движения.

Материализм допускает возможность объяснения высшего через посредство

низшего, допускает возможность объяснения невидимого через посредство

видимого. Но мы уже говорили в начале, что нельзя объяснить одно неизвестное

посредством другого. Еще меньше оснований объяснять известное посредством

неизвестного.

То низшее (материя и движение), которым материализм стремится объяснить

высшее (жизнь и мысль), само неизвестно. Следовательно, им нельзя объяснять

и определять ничего другого. Между тем высшее, то есть мысль, это наше

единственное известное, единственное, что мы знаем, что мы сознаем в себе и

в чем мы не можем ошибаться и сомневаться.

И раз мысль может вызвать или развязать движение, а движение никогда не

может вызвать или развязать мысль (из вращающегося колеса никогда не

получится мысли), то, конечно, мы должны стремиться определить не высшее

посредством низшего, а низшее посредством высшего. И раз невидимое, как

содержание книги или назначение часов, определяет собою видимое, то и мы

должны стремиться понять не видимое, а невидимое.

Исходя из неправильного предположения о механичности ноуменальной

стороны природы, позитивная наука, на которой основано миросозерцание

интеллигентного большинства современного человечества, делает еще другую

ошибку при рассмотрении закона причин и следствий или закона функций --

именно ошибается в том, что является причиной и что следствием.