Петр Демьянович Успенский

Tertium organum (Часть 1)

животных. -- Разные уровни психики животных. -- Гусь,

кошка, собака и обезьянае

Для того чтобы точно выяснить отношение нашего 'я' к внешнему миру и

определить, что в нашем восприятии мира принадлежит миру и что принадлежит

нам самим, мы должны обратиться к элементарной психологии и рассмотреть

механизм нашего воспринимательного аппарата.

Основной единицей нашего восприятия является ощущение. Ощущение есть

элементарная перемена в состоянии сознания, производимая, как нам кажется,

какой-нибудь переменой в состоянии внешнего мира по отношению к нашему

сознанию или переменой в состоянии нашего сознания по отношению к внешнему

миру. Физическое тело является здесь частью внешнего мира. Так нас учит

физика и психофизика. Мы не будем здесь входить в рассмотрение правильности

или неправильности построений этих наук. Для нас достаточно определить

ощущение как элементарную переменную в состоянии сознания, как элемент, то

есть основную величину этой перемены. Испытывая ощущение, мы предполагаем,

что оно является, так сказать, отражением каких-то изменений во внешнем

мире.

Испытанные ощущения оставляют известный след в нашей памяти.

Накопляясь, воспоминания ощущений начинают сливаться в сознании в группы по

сходству, ассоциироваться, слагаться, противополагаться; ощущения,

испытываемые обыкновенно в близкой связи одно с другим, будут возникать в

памяти в такой же связи. И постепенно из воспоминаний ощущений образуются

представления. Представления -- это, так сказать, групповые воспоминания

ощущений. При образовании представлений ощущения группируются по двум ясно

выраженным направлениям. Первое направление по характеру ощущений, -- так,

ощущения желтого цвета будут соединяться с ощущением желтого цвета, ощущения

кислого вкуса с ощущением кислого вкуса; и второе -- по времени получения

ощущений. Когда в одну группу, образующую одно представление, входят

разнообразные ощущения, испытанные одновременно, тогда воспоминание

определенной группы ощущений приписывается общей причине. 'Общая причина'

проектируется во внешний мир как объект, причем предполагается, что данное

представление отражает в себе реальные свойства этого объекта. Такое

групповое воспоминание есть представление, например, представление дерева --

этого дерева. В группу входит зеленый цвет листьев, их запах, тень, шум

ветра в ветвях и пр. и пр. Все это, вместе взятое, образует как бы фокус

лучей, идущих из сознания, постепенно наводимый на внешний объект, иногда

плохо, иногда хорошо совпадая с ним.

В дальнейшем усложнении психической жизни с воспоминаниями

представлений происходит то же самое, что с воспоминаниями ощущений.

Накопляясь, воспоминания представлений или 'образы представления'

ассоциируются по самым разнообразным линиям, слагаются, противополагаются,

образуют группы и в конце концов дают понятия.

Так, из различных, испытанных в разное время (в группах) ощущений у

ребенка возникает представление дерева (этого дерева), а затем из образов

представления разных деревьев образуется понятие дерева, то есть не этого

дерева, а дерева вообще.

* * *

Образование понятий ведет за собой образование слов и появление речи.

Начало речи может явиться на самой низкой ступени психической жизни, в

период жизни ощущениями, и уже значительно усложниться в период жизни

представлениями. Но, пока нет понятий, это не будет речь в настоящем

значении этого слова.

На низших ступенях психической жизни известные ощущения могут

выражаться известными звуками. Таким образом можно передавать общие

впечатления страха, гнева, удовольствия. Эти звуки могут служить сигналами

об опасности, призывным криком, просьбой, угрозой и т.п.

Но много сказать ими нельзя. Если слова или звуки выражают

представления, как у детей, то это значит, что данный звук или данное слово

обозначает только этот данный предмет. Для каждого нового подобного предмета

должен быть другой новый звук или новое слово. Если говорящий обозначает

одним и тем же звуком или словом разные предметы, то это значит, что или, по

его мнению, это все один и тот же предмет, или он называет одинаково

заведомо разные предметы. В обоих случаях его понять очень трудно. И такая

речь не может служить образцом ясной речи. Например,