Петр Демьянович Успенский

Tertium organum (Часть 1)

если известным словом

или звуком ребенок назовет дерево, имея в виду только это дерево, и

совершенно не зная других деревьев, то новое дерево, которое он увидит, он

назовет другим словом или будет думать, что это то же самое дерево. Речь, в

которой 'слова' соответствуют представлениям, состоит как бы из собственных

имен, нарицательных имен в ней нет; при этом не только существительные, но и

глаголы, и прилагательные, и наречия тоже имеют в ней характер 'собственных

имен', то есть приложимых только к данному действию, данному качеству, к

данному свойству. Появление слов общего значения в речи означает появление

понятий в сознании.

Речь состоит из слов, каждое слово выражает понятие. Понятие и слово в

сущности одно и то же, -- только одно (понятие), так сказать, внутренняя

сторона; другое (слово) -- наружная. Или, как говорит д-р Р. Бекк (R. Bucke,

автор книги 'Cosmic Coscinousness', о которой придется много говорить

дальше): слово, (понятие) есть алгебраический знак вещи.

Тысячи раз было отмечено, -- говорит Бекк, -- что мозг мыслящего

человека не превосходит по величине мозг не мыслящего человека,

пропорционально тому, насколько умственная работа мыслителя превосходит

умственную работу дикаря. Причина этого лежит в том, что мозгу Герберта

Спенсера нужно было работать только немного больше, чем мозгу австралийского

дикаря, -- по той причине, что Герберт Спенсер совершал свойственную ему и

избранную им умственную работу при помощи знаков, заменявших понятия; тогда

как дикарь совершает почти всю свою умственную работу при помощи громоздких

представлений. Дикарь находится в положении астронома, делающего все свои

вычисления при помощи арифметики; тогда как Спенсер находился в положении

астронома, делающего свои вычисления при помощи алгебры. Первому придется

исписать цифрами много больших листов бумаги и совершить колоссальный труд

для того, чтобы получить такие же результаты, какие второму дадут

вычисления, которые можно сделать на маленьком конверте с очень небольшой

сравнительно затратой умственного труда.

В нашей речи слова выражают понятия или идеи. Идеями называются понятия

более широкие, не представляющие группового знака однородных представлений,

а охватывающие группы разнородных представлений или даже группы понятий;

таким образом, идея есть сложное или отвлеченное понятие.

Кроме простых ощущений органов чувств -- цвета, звука, осязания,

обоняния и вкуса, -- кроме простых эмоций удовольствия, неудовольствия,

радости, страха, неожиданности, удивления, любопытства, смеха, гнева и

многих других в нашем сознании проходят ряды сложных ощущений и высших

(сложных) эмоций: моральной, эстетической, религиозной, интеллектуальной.

Содержание эмоциональных переживаний, даже самых простых, не говоря уже о

сложных, никогда целиком не укладывается в понятия или в идеи и поэтому

никогда не может быть правильно и точно выражено в словах. Слова могут

только намекнуть, навести на него.

Передача эмоциональных переживаний и эмоционального понимания

составляет цель искусства. В сочетаниях слов, в их смысле, в ритме, в

музыке, в сочетании смысла, ритма и музыки; в звуках, в красках, в линиях, в

формах -- люди стараются выразить и передать то, чего они не могут выразить

и передать просто в словах.

* * *

Общий закон эволюции говорит нам, что если что-либо имеет низшие формы,

то оно должно иметь высшие. Следовательно, если ощущение есть нечто низшее

по отношению к представлению, представление -- нечто низшее по отношению к

понятию, понятие нечто низшее по отношению к идее -- то это значит, что

должно существовать или образоваться со временем нечто высшее по отношению к

понятию или к идее.

И мы уже знаем это высшее, хотя для него еще нет признанного и

общепринятого названия и его называют различно. Интуиция, может быть, самое

подходящее слово. Творческая и эстетическая интуиция, как она проявляется в

искусстве; моральная интуиция -- проявляющаяся в отношениях человека к

другим людям, к обществу; интеллектуальная интуиция, проявляющаяся в

неожиданном проникновении ума в физические и метафизические законы;

религиозная интуиция, проявляющаяся в познании отношений человека к космосу

и сознании космоса как целого.

Эти высшие виды интуиции нельзя смешивать с низшими