Петр Демьянович Успенский

Tertium organum (Часть 1)

теперь, после. Линия второго измерения идет через

одновременные явления по пространству: теперь, теперь, теперь. Это значит,

что все наше пространство мы можем рассматривать как второе измерение

времени.

Если мы на секунду отрешимся от идеи трехмерности пространства и

возьмем его только как нечто, находящееся в известном отношении ко времени,

то мы увидим, что пространство можно рассматривать как линию, уходящую в

бесконечность по направлению, перпендикулярному к линии времени.

Представим себе любой момент -- представим себе, что стрелка на наших

часах показывает 12. В этот момент везде что-нибудь происходит, и это

что-нибудь совершенно одновременно во всей Вселенной, то есть лежит как бы

на одной линии, перпендикулярной к линии прежде, теперь и после. Во всей

Вселенной этот момент называется теперь.

В Петербурге, в Москве, в Париже, в Мадрасе, на Луне, на Сириусе -- все

эти теперь совершенно одновременны, лежат на одной прямой. Всякий взятый

момент будет один для всего пространства Вселенной, как будто через все

пространство протянута одна линия или как будто все пространство вытянуто в

одну линию, идущую перпендикулярно к линии времени из той точки, которую мы

взяли, то есть из того момента, который мы взяли.

Таким образом, как в каждой точке пространства мы можем представить

себе проходящую через эту точку линию времени, то есть как для каждой точки

пространства мы можем представить себе прежде, теперь и после -- прошедшее,

настоящее и будущее этой точки, -- точно так же в каждой точке времени (в

каждом моменте) мы можем представить себе проходящую через эту точку линию,

идущую по пространству.

Пересечение этих линий образует плоскость Вселенной. То есть это

значит, что Вселенную мы можем рассматривать как плоскость, двумя

измерениями которой являются пространство Вселенной и время Вселенной,

перекрещивающиеся во всякой точке.

Из этого мы можем вывести заключение, что время по своим свойствам

тождественно с пространством, как тождественны две линии, лежащие на

плоскости. То есть это значит, что как в пространстве не могут внезапно

вырастать, а должны существовать заранее вещи, которые мы вдруг видим, так и

во времени 'события' существуют, прежде чем к ним прикоснулось наше

сознание, и они остаются существовать после того, как мы от них отошли.

Следовательно, протяженность во времени есть протяженность по неизвестному

пространству, а не только расстояние, отделяющее одно от другого события.

Таким образом, пространство можно рассматривать как второе измерение

времени, а время -- как второе измерение пространства. Но так как мы только

условно взяли пространство как линию и так как мы знаем, что пространство

имеет три измерения, то, следовательно, время является четвертым измерением

пространства.

Но время, как уже было указано, есть понятие не простое, а сложное. И

это мы должны иметь в виду. Оно состоит из понятия неизвестного

пространства, уходящего в прошедшее и будущее, и кажущегося движения по

этому пространству.

Нам необходимо рассмотреть вопрос о времени как о пространственном

понятии, сопоставив с двумя нашими данными -- Вселенной и сознанием.

Идея времени возникает при соприкосновении сознания с миром при

посредстве чувственного восприятия. На это уже было указано. Именно

благодаря свойствам чувственного восприятия сознание видит мир как бы через

узенькую щелку.

Из этого создаются два вопроса.

1. Почему сознание не видит в эту щелку всегда одного и того же? Почему

за щелкой происходят перемены, создающие иллюзию движения, то есть каким

образом и отчего перебегает по миру явлений фокус нашего сознания? При всем

этом нужно помнить, что через эту щелку, через которую оно видит мир,

сознание смотрит на себя как на часть мира и видит в себе перемены, подобные

переменам во всем остальном.

2. Почему сознание не может расширить этой щели?

На эти вопросы мы должны постараться ответить.

Представим себе опять Вселенную в виде плоскости, два измерения которой

составляют время и пространство. Если мы представим себе отношение нашего

сознания к этой плоскости, то мы должны будем признать, что наше сознание

живет, так сказать, на самой плоскости всегда в какой-нибудь точке

пересечения линии времени с линией пространства