Карлос Кастанеда

Искусство сновидения (Часть 1)

мне, как Кэрол Тиггс и я должны поступить, чтобы освободить

лазутчика.

- Повторяемости твоих снов следовало ожидать, - заметил дон Хуан,

выслушав меня.

- Почему ты предвидел нечто подобное, дон Хуан?

- Потому что знаю твои отношения с неорганическими существами.

- Я с ними покончил раз и навсегда, дон Хуан, - соврал я в надежде,

что он больше не будет развивать эту тему.

- Ты пытаешься убедить меня в этом, не так ли? Не нужно этого

делать; я знаю, что происходит на самом деле. Поверь мне, стоит тебе

один раз начать заигрывать с ними, и ты у них на крючке. Они всегда

будут преследовать тебя. Или, что еще хуже, преследовать их всегда

будешь ты сам.

Он уставился на меня, и мое чувство вины, должно быть, было таким

очевидным, что это заставило его рассмеяться.

- Единственно возможное объяснение такой повторяемости состоит в

том, что неорганические существа заманивают тебя снова, - сказал дон

Хуан серьезным тоном. Я поспешил сменить тему и сказал ему, что еще

одной особенностью моей практики сновидения, которую следует упомянуть,

была моя реакция на видение себя, спящего глубоким сном. Это зрелище

всегда до того пугало меня, что я оказывался не в состоянии сдвинуться с

места, как приклеенный, пока сон не менялся, или же страх поражал меня

так сильно, что я просыпался с громким криком. Я дошел до того, что

боялся засыпать в те дни, когда знал, что должен увидеть этот сон.

- Ты все еще не готов для слияния реальности сновидения и

реальности обыденного мира, - заключил он. - Ты должен перепросматривать

свою жизнь дальше.

Но я уже сделал весь возможный перепросмотр, - запротестовал я.

- Я занимался этим несколько лет. Не осталось ничего, чего бы я не мог

вспомнить из своей жизни.

- Должно быть, осталось еще много чего, - сказал он непреклонно, -

иначе ты не просыпался бы с криком.

Мне не понравилась идея о том, чтобы продолжать перепросмотр снова.

Я завершил его и верил, что сделал его так хорошо, что не должен был

возвращаться к этому снова.

- Перепросмотр наших жизней никогда не должен заканчиваться,

независимо от того, как бы хорошо он ни был осуществлен один раз,

- сказал дон Хуан. - Причина, по которой обычные люди не могут управлять

своей волей в сновидениях, состоит в том, что они никогда не совершали

перепросмотр своей жизни, и их сны по этой причине переполнены очень

интенсивными эмоциями, такими как воспоминания, надежды, страхи и так

далее и тому подобное.

Мои же благодаря перепросмотру относительно свободны от тяжелых и

сковывающих эмоций. И если что-то преграждает им путь, как сейчас в

твоем случае, значит, в них есть еще что-то не вполне прояснившееся.

- Перепросмотр - это такое кропотливое дело, дон Хуан. Может, вместо

этого нам заняться чем-нибудь другим?

- Нет. Другие занятия не нужны. Перепросмотр и сновидение идут рука

об руку. Перепросматривая наши жизни, мы становимся все более и более

парящими.

Дон Хуан дал мне ясные и детальные указания о перепросмотре,

состоявшие в том, чтобы еще раз проживать всю совокупность жизненного

опыта, вспоминая всевозможные детали прошлых переживаний. Он видел в

перепросмотре надежный способ для перемещения и переосмысления энергии.

- Перепросмотр высвобождает заключенную в нас энергию, без которой

подлинное сновидение невозможно, - утверждал он.

Несколько лет назад дон Хуан велел мне составить список всех людей,

которых я когда-либо встречал вплоть до настоящего времени. Он помог

упорядочить этот список, используя разделение по сферам деятельности,

таким как различные должности, которые я занимал, различные учебные

курсы, которые я посещал. Затем он предложил мне пройти от первого

человека в этом списке до последнего, не пропуская никого, переживая

заново каждую встречу с ними.

Он объяснил, что при перепросмотре событие реконструируется

фрагмент за фрагментом, начиная с припоминания внешних деталей, затем

переходя к личности того, с кем я имел дело, и заканчивая обращением к

себе, исследованием своих чувств.

Дон Хуан учил меня сочетать воспоминание с естественным ритмичным

дыханием. Глубокий выдох следует делать в такт с медленным мягким

движением головы справа налево; глубокий вдох делается при движении

головы в обратную сторону