Карлос Кастанеда

Искусство сновидения (Часть 1)

непосредственно, не

прибегая к упражнению изменения сновидений?- спросил я.

- Нет, ни в коем случае,- ответил он.- Это упражнение очень важно.

Вопрос здесь только в том, является ли такое упражнение единственным в

своем роде. Или сновидящий может использовать и другие упражнения?

Дон Хуан лукаво посмотрел на меня. Судя по его виду, он словно ждал,

что я сам отвечу на этот вопрос.

- Очень трудно предложить упражнение настолько же полное, как то,

которое завещали древние маги,- сказал я с неопровержимой уверенностью,

сам не зная, откуда она могла возникнуть.

Дон Хуан согласился, что я абсолютно прав и сказал, что древние

маги завещали нам множество прекрасных упражнений для того, чтобы

пройти через врата сновидений в особые миры, существовавшие за каждыми

из таких врат. Он повторил, что сновидения являются изобретением древних

магов, и практиковать их нужно по их собственным правилам. Он описал

правило для вторых врат в терминах последовательности из трех шагов:

первый - используя практику изменения сновидений, сновидящие открывают

для себя лазутчиков: второй - следуя за ними, они попадают в

другую подлинную вселенную; и третий - с помощью собственных действий

сновидящие сами выясняют законы и правила, управляющие этой вселенной.

Дон Хуан сказал, что в своей работе с неорганическими существами я

следовал этому правилу настолько хорошо, что он опасается разрушительных

последствий. Он подумал, что неизбежной реакцией части неорганических

существ может стать попытка удержать меня в их мире.

- Не думаешь ли ты, что это слишком сильное преувеличение, дон

Хуан? - спросил я.

Мне не верилось, что описанная им ситуация может стать настолько

мрачной.

- Я совсем не преувеличиваю, - ответил он сухим серьезным тоном.

- Ты увидишь сам. Неорганические существа никому не позволят пройти

без настоящего сражения.

- Но что дает тебе основания считать, что я им нужен?

- Они уже показали тебе слишком многое. Неужели ты считаешь, что

они идут на все это просто забавы ради?

Дон Хуан сам рассмеялся этому замечанию. Мне оно не показалось

забавным. Непонятно откуда взявшийся страх заставил меня спросить его о

том, считает ли он, что я должен на время прервать или даже вовсе

прекратить свою практику сновидений.

- Ты должен продолжать свое сновидение до тех пор, пока не войдешь

во вселенную за вторыми вратами, - ответил он. - Я имею ввиду, что

только ты сам можешь либо принять, либо отвергнуть соблазны

неорганических существ. Вот почему я остаюсь в стороне и могу разве что

с трудом прокомментировать твои упражнения в сновидении.

Я признался ему, что нахожусь в полном недоумении и не могу понять,

почему он настолько щедр в объяснении одних аспектов своего знания и

настолько скареден в освещении других, особенно если это касается

сновидения.

- Я вынужден учить тебя сновидению, - ответил он, - только потому,

что это модель, которую предложили древние маги. Путь сновидения полон

ловушек, и попадать в них или избегать их - это личное и индивидуальное

дело каждого сновидящего. И я могу добавить, что это - моя последняя

задача.

- Являются ли эти ловушки результатом возможности поддаться

искушению лести или обещаниям силы? - спросил я.

- Не только искушению всем этим, но также и всему, что предлагают

неорганические существа. До определенного момента для магов нет способа

принять то, что они предлагают.

- И что это за момент, дон Хуан?

- Этот момент зависит от личности каждого из нас. Проблема для всех

нас заключается в том, чтобы взять от этого мира только то, что

действительно необходимо, - и ничего более. Знать, что же является

необходимым - это искусность магов, но взять только то, что необходимо -

это их высочайшее достижение. Непонимание этого простого правила и есть

самый неизбежный путь попадания в ловушку.

- Что происходит если попадаешь в такую ловушку, дон Хуан?

- Если попадешь, то заплатишь определенную цену, и эта цена зависит

от обстоятельств и глубины твоего падения. Но в действительности

невозможно говорить о случайностях подобного рода, поскольку мы не

сталкиваемся с проблемой наказания. Здесь ставятся на карту потоки

энергии, создающие последствия более ужасные, чем смерть. Все, что

встречается