Карлос Кастанеда

Искусство сновидения (Часть 1)

Дон Хуан объяснил мне что скрывалось за его метафорическим

описанием развития способности управления вторым вниманием. Являясь

результатом смещения точки сборки, второе внимание не может развиться

естественным образом, само по себе. Оно формируется под действием

намерения. Таким образом, сначала человек должен генерировать намерение

развить второе внимание. При этом второе внимание остается не более чем

идеей. Но в конце концов человек вырабатывает намерение сохранять второе

внимание как устойчивое контролируемое смещение точки сборки.

- Итак, мы начнем с первого шага к овладению силой,- сказал дон

Хуан, приступая к изложению искусства сновидения,- Я намерен обучить

тебя практике настройки сновидения.

- Что такое настройка сновидения?

Настроить сновидение - значит обрести практическую способность

точно управлять общим ходом развития ситуации в сновидении. Например,

тебе снится, что ты - в учебном классе. В данном случае настройка

сновидения будет заключаться в том, что ты не дашь ситуации,

развивающейся во сне, переметнуться в другое место. Ты не перепрыгнешь

из класса в горы. Другими словами, ты контролируешь вид класса и не

позволяешь ему исчезнуть до тех пор, пока сам того не захочешь.

- Но разве такое возможно?

- Вполне. Этот тип контроля ничем не отличается от контроля, которым

мы обладаем в любой ситуации нашей повседневной жизни. Маги привыкают к

этому и пользуются контролем сновидения, когда им это необходимо. Для

того, чтобы выработать привычку контролировать сны, тебе необходимо

начать с чего-нибудь очень простого. Сегодня ночью ты должен будешь

смотреть во сне на свои руки.

Когда я находился в нормальном состоянии осознания, мы почти

никогда не касались этой темы. Однако, вспоминая то, что происходило со

мной, когда я находился во втором внимании, я обнаружил, что мы

возвращались к теме настройки сновидения и обсуждали ее гораздо

подробнее. Я , например, высказал дону Хуану все, что думал по поводу

абсурдности данного мне задания. В ответ на это дон Хуан предложил мне

относиться к заданию как к занятному приключению - своего рода забаве, -

а не как к чему-то серьезному и утомительному.

- Всю свою серьезность ты можешь вкладывать в наши беседы о

сновидении, - продолжал дон Хуан.- Объяснения всегда требуют глубокого

осмысления. Ты можешь быть тяжелым и мрачным - это нормально. Но,

созерцая сны, будь легче перышка. Безусловно, практика сновидения

требует целостности и серьезного отношения, но качество серьезности

здесь несколько иное - это серьезность беззаботного смеха, каким

смеется человек, которому не о чем беспокоиться в этом мире. Только при

выполнении этого условия искусство видеть сны превращает их в

сновидения.

Дон Хуан уверял, что руки он выбрал произвольно. Объектом для

фиксации взгляда во сне могли бы быть не руки, а что угодно другое, все

равно прием бы работал. Смысл задачи заключается не в том, чтобы

отыскать в увиденном сне определенный предмет, а в том, чтобы

задействовать свое внимание сновидения.

Дон Хуан описал внимание сновидения как контроль, который человек

обретает над сном, фиксируя точку сборки в любом новом положении, где

она оказывается, вследствие ее смещения во сне. Более обобщенно он

назвал внимание сновидения непостижимой гранью осознания, которая всегда

существует сама по себе, ожидая момента, когда мы соблазним ее целью.

Внимание сновидения - это скрытая потенциальная возможность, инструмент,

который каждый из нас хранит в резерве. Однако возможности применить

этот инструмент в повседневной жизни нам, как правило, так никогда и не

предоставляется. Первые мои попытки взглянуть во сне на свои руки

окончились полным провалом. После нескольких месяцев безуспешных усилий

я прекратил это занятие и в очередной раз пожаловался дону Хуану на

абсурдность поставленной им передо мной задачи.

- Существует семь врат,- сказал мне в ответ дон Хуан. - Сновидящий

должен открыть их - все семь, по очереди. Сейчас ты стоишь перед первыми

вратами. И, если ты намерен овладеть искусством сновидения, тебе

предстоит их открыть.

- Почему ты раньше ничего мне об этом не говорил?

- Было бессмысленно рассказывать тебе о вратах сновидения прежде,

чем