Карлос Кастанеда

Искусство сновидения (Часть 1)

для меня было возведение моста между моими действиями во

втором внимании и моим обычным осознанием. Чтобы понять, что же такое

есть второе внимание, мне понадобилось масса времени и сил. И не

столько вследствие сложности и замысловатости второго внимания, которые

сами по себе весьма усложняли ситуацию, сколько потому, что мне было до

невозможности трудно вспомнить не только то, как я входил в состояние

второго внимания, но даже то, что такое состояние вообще существует.

Еще одним прорывом, который по утверждению древних магов, имел

фундаментальное значение и о котором дон Хуан рассказывал самым

подробным образом, было сделанное древними магами открытие того, что

точка сборки очень легко смещается во время сна. Это открытие повлекло

за собой еще одно: сны обусловлены смещением точки сборки. Маги древних

времен увидели - чем значительнее сдвиг, тем более необычные сны видит

человек, и наоборот, чем более необычные сны видит человек, тем

значительнее сдвиг точки сборки. Дон Хуан рассказал, что эти наблюдения

привели к разработке древними магами весьма экстравагантных приемов

смещения точки сборки, таких как употребление внутрь растений,

вызывающих изменения состояния сознания, а также использование с этой

целью состояний голода, крайней усталости и стрессовых ситуаций. Особое

же внимание они уделили разработке практики управления снами. Тем самым,

вероятно, даже не подозревая об этом, они создали метод, получивший в

последствии название практики сновидения.

Однажды дон Хуан сформулировал наиболее адекватное с точки зрения

магического искусства определение сновидений. Это произошло во время

нашей с ним прогулки по главной площади в городе Оахака.

- Маги рассматривают сновидения как исключительно сложное

искусство, - сказал дон Хуан, - искусство намеренного смещения точки

сборки из ее привычного положения с целью расширения диапозона

восприятия и углубления его интенсивности.

И он рассказал, что в основу своего искусства сновидения, древние

маги-видящие положили пять особенностей энергетического потока

человеческих существ. Во-первых, древние маги увидели, что те

энергетические волокна, которые проходят непосредственно сквозь точку

сборки, могут быть собраны в адекватное восприятие.

Во-вторых, они увидели, что если точка сборки смещается в новое

положение, то, независимо от того, насколько мало ее смещение, сквозь

нее начинают проходить новые, ранее незадействованные волокна, тем самым

изменяется осознание, и новые, ранее незадействованные поля энергии

собираются в устойчивое связное восприятие.

В-третьих, они увидели, что, когда человек видит обычные сны, точка

сборки легко смещается в новые положения вдоль поверхности светящегося

яйца и внутрь него.

В-четвертых, они увидели, что можно заставить точку сборки

смещаться в положения, находящиеся вне светящегося яйца - в большой

внешней вселенной.

И в-пятых, они увидели, что посредством соответствующей дисциплины

во время обычного сна и созерцания обычных сновидений можно выработать и

систематически практиковать целенаправленное смещение точки сборки.

- 40 -

2 глава. Первые врата сновидения

Прежде чем приступить к своему первому уроку по искусству

сновидения, дон Хуан остановился на том, как, постепенно прогрессируя,

развивается способность человека управлять вторым вниманием. Сначала

человек просто испытывает любопытство, не особенно веря в то, что

овладение вторым вниманием является для него реальной возможностью.

Затем второе внимание превращается в нечто, порождающее ощущение, -

теперь уже человек начинает его чувствовать. И в конце концов оно

развивается в новое состояние бытия, практическую реальность. Второе

внимание становится выдающейся силой, нашим пропуском в удивительные

миры, образы которых до этого не могли явиться нам даже в наших самых

необузданных фантазиях.

Существует два способа изложения магического искусства. Первый - с

помощью метафоричных описаний мира магических измерений. Второй - с

помощью абстрактной терминологии, свойственной теории и практике магии.

Я всегда предпочитал второй способ, хотя обычно рациональный ум человека

Запада вряд ли сможет удовлетвориться любым из этих двух способов.