Карлос Кастанеда

Искусство сновидения (Часть 1)

удивительных

открытиях.

Дон Хуан сменил тему разговора и продолжил объяснение фиксации

точки сборки. Он сказал, что при видении точки сборки у детей, которая

постоянно перемещается как бы под воздействием небольших встряхиваний,

легко переходя из одного положения в другое, - старые маги пришли к

выводу, что обычное место точки сборки не присуще ей от природы, а

вырабатывается как привычка. Видя также, что точка сборки фиксирована на

одном месте только у взрослых, они заключили, что с каждым конкретным ее

положением некоторым особым образом связан определенный тип восприятия.

Вследствие длительной привычки этот тип восприятия становится системой

интерпретации чувственных данных.

Дон Хуан указал, что поскольку мы вовлечены в эту систему, будучи

воспитанными в соответствии с ней, мы продолжаем с самого рождения

приспосабливаться к требованиям системы интерпретаций, - системы,

которая вводит нас в жизнь. Поэтому старые маги были совершенно правы в

том, что верили в возможность отказа от нее и непосредственного

восприятия энергии, в результате чего человек становится магом.

Как бы удивляясь, дон Хуан отметил, что так называемое величайшее

достижение нашего общественного воспитания состоит в том, чтобы замкнуть

точку сборки в ее обычном положении. Ведь после того как она замирает в

этом положении, наше восприятие может легко описывать и объяснять то,

что мы ощущаем. Другими словами, с этого момента нас можно легко

заставить воспринимать лишь то, что предполагает система, а не то, что

мы ощущаем в действительности. Он заверил меня, что восприятие людей

однотипно по всему миру, потому что точки сборки у всех представителей

человечества фиксированы одинаково.

Он продолжил рассказывать, отметив, что маги сами убедились во всем

этом, когда видели смещение точки сборки за определенную грань,

приводившее к постижению новых вселенских волокон энергии. При этом то,

что было окончательной реальностью на предыдущих этапах, утрачивало

смысл. Непосредственной причиной этой бессмыслицы является восприятие

органами чувств новых данных, приводящее к тому, что наша система

интерпретации оказывается непригодной для объяснения того, что мы

ощущаем.

- Восприятие без системы интерпретации, конечно же, хаотично, -

продолжал дон Хуан. - Но удивительно, что когда мы считаем, что

полностью утратили ориентиры, наша старая система оживает вновь. Она

приходит нам на помощь и превращает наши бессистемные ощущения в

тщательно упорядоченный новый мир. Это случилось с тобой, когда ты

смотрел на листья мескитового дерева.

- Что на самом деле тогда случилось со мной, дон Хуан?

- В течение некоторого времени твое восприятие было хаотичным. Ты

видел все сразу, и твоя система интерпретации мира не работала. Затем

хаос упорядочился, и ты предстал перед новым миром.

- Мы снова, дон Хуан, вернулись туда, где были раньше. Существует

ли тот мир, или он просто-напросто создан моим умом?

- Мы опять вернулись туда же, и ответ остался тем же. Он существует

в том определенном положении твоей точки сборки. Для того, чтобы

воспринимать его, тебе нужна была гармония с ним, то есть тебе следовало

удерживать точку сборки фиксированной в том положении, что ты и делал. В

результате ты в течение некоторого времени ясно видел этот новый для

тебя мир.

- Могли бы другие воспринимать тот же самый мир?

- Если бы у них было то же положение точки сборки и та же степень

гармонии, - они бы могли. Маги прошлого называли эти действия по

согласованию положения точки сборки и достижению гармонии с миром,

лежащим за пределами обычного, сталкингом восприятия.

- Искусство сталкинга, - продолжал он, - как мы уже говорили,

означает фиксацию точки сборки. Старые маги открыли посредством своей

практики, что как бы ни было важно уметь перемещать точку сборки, еще

важнее быть способным фиксировать ее в новом состоянии, каково бы оно ни

было.

Он объяснил, что если точку сборки не удается зафиксировать, нет

никакой возможности воспринимать гармонично. В таком случае мы будем

воспринимать калейдоскопическую картину несвязанных друг с другом

образов. Вот потому маги прошлого уделяли сталкингу столько же внимания,

сколько и сновидению. Одно искусство не может существовать без другого,

особенно