Карлос Кастанеда

Искусство сновидения (Часть 1)

раз уж ты затронул эту тему, я

вынужден сказать тебе, что такое тоже возможно. Маги древности имели

обыкновение так поступать. Они никогда не просыпались в этом мире

известного. Так поступили и некоторые из магов моей линии. Конечно, это

можно сделать, но я бы не советовал. Я хочу, чтобы по окончании практики

сновидения ты проснулся самым обычным и естественным образом. Но вот во

время практики тебе должно присниться, что ты проснулся в другом сне.

Невольно у меня вырвался тот же вопрос, который я задавал ему,

когда он впервые рассказывал о настройке сновидения. Я услышал

собственный голос, вопрошающий:

- Но разве такое возможно?

Дон Хуан явно заметил, что я не в себе, и со смехом ответил так же,

как и в тот раз:

- Разумеется, это возможно. Все дело в самоконтроле, и он ничем

принципиально не отличается от самоконтроля, которым мы пользуемся в

повседневной жизни.

Я наконец справился со своим замешательством и приготовился задать

следующий вопрос, но дон Хуан опередил меня, заговорив о гранях вторых

врат сновидения. Его объяснения ввергли меня в еще более глубокое

замешательство. - Существует одна проблема, связанная со вторыми вратами

сновидения, - сказал он. - И она может быть очень и очень серьезной. Все

зависит от особенностей характера. И если нам присуща тенденция идти на

поводу у нашей склонности цепляться за вещи и привязываться к ситуациям,

- у нас могут возникнуть серьезные затруднения.

- Каким образом, дон Хуан?

- А ты подумай. Ведь тебе уже приходилось, исследуя содержимое снов,

испытывать необычный манящий интерес, странное удовольствие. Теперь

представь себе: ты переходишь от одного сновидения к другому, все

разглядываешь, исследуешь каждую деталь. Нетрудно понять, что таким

образом можно забраться в смертельные глубины, откуда нет выхода.

Особенно если человеку свойственно индульгирование. *

- Неужели тело или мозг естественным образом не среагируют и не

пресекут это?

- Пресекут, если это естественный, то есть нормальный сон. Но в

нашем случае о нормальном сне речь не идет. Мы говорим о сновидении. А

сновидящий, преодолевший первые врата сновидения, достиг осознания

энергетического тела. И именно энергетическое тело проходит сквозь

вторые врата сновидения, перескакивая из одного сна в другой.

- Что же из всего этого следует, дон Хуан?

- То, что после преодоления вторых врат сновидения тебе следует

сформировать намерение обрести еще более жесткий и трезвый контроль над

вниманием сновидения, потому что оно - единственный предохранительный

клапан для сновидящего.

- Что такое предохранительный клапан?

----------------------------------------------------------------------------

* англ. indulgе - см. примечание к 4 тому К. К. 'Сказки о силе',

стр. 14, ( София , Киев, 1992 )

- Тебе еще предстоит обнаружить, что истинной целью сновидения

является совершенствование энергетического тела. А совершенное

энергетическое тело обладает, кроме всего прочего, настолько четким

контролем над вниманием сновидения, что может остановиться по знаку

последнего там, где это необходимо. Это и есть тот предохранительный

клапан, который имеется в распоряжении сновидящих. И не важно, насколько

глубоко погрузился сновидящий и в какой степени он индульгирует в данный

конкретный момент, внимание сновидения должно выбросить его на

поверхность, как только в этом возникает необходимость.

Итак, я вновь взялся за практику сновидения, отправившись на поиск

теперь уже непонятно чего. На этот раз цель просматривалась гораздо

менее ясно, чем прежде, а трудности еще более возросли. Точно так же,

как и в случае с первым заданием, я никак не мог решить, что же мне

делать. В сознание мое закралось довольно обескураживающее подозрение

относительно того, что на этот раз вся моя практика вряд ли сможет

чем-нибудь мне помочь. После бесчисленных неудач я возвратился к

исходной точке, просто продолжив практику фиксации внимания сновидения

на каждом из объектов, присутствовавших в моих снах. Я согласился с тем,

что чего-то мне не хватает, и это, похоже, дало мне некий толчок. С

возросшим мастерством я мог теперь удерживать образ любого объекта

сновидения.

Год прошел без каких бы то ни было перемен. Потом вдруг, в один

день