Карлос Кастанеда

Искусство сновидения (Часть 1)

сказал я,

сильно удивившись его словам.

- Ты работаешь над этим и еще многим другим, но прежде всего, ты

овладеваешь умением достигать гармонии. Ты учишься этому в сновидении,

когда тебе необходимо фиксировать точку сборки после ее перемещения.

Внимание сновидения, энергетическое тело, второе внимание, отношения с

неорганическими существами, эмиссар в сновидении - все это сопутствует

обретению гармонии; другими словами, все это получается вследствие

сдвига точки сборки в некоторые определенные положения в сновидении.

- Какие это положения, дон Хуан?

- Любые позиции, в которых точка сборки оказывается во время

сновидения.

- А как мы фиксируем ее в этих точках?

- Продлевая присутствие объектов в сновидении или же преднамеренно

изменяя эти объекты. Занимаясь практикой сновидения, ты фактически

учишься достигать гармонии; другими словами, ты получаешь навыки

сохранять энергию в той новой форме, которую она принимает вследствие

фиксации точки сборки в определенном месте в каждом конкретном

сновидении.

- Умею ли я сохранять энергию в новой форме?

- Еще не очень хорошо, и не потому что ты не можешь этого делать, а

потому, что ты сдвигаешь точку сборки, а не плавно двигаешь ее.

Последовательность сдвигов приводит к появлению незначительных, почти

незаметных изменений в том, что ты видишь. Вся трудность при этом

состоит в том, что изменений так много и они настолько малы, что

способность непрерывно находится в состоянии гармонии свидетельствует о

большом успехе.

- Как определить, находимся ли мы в состоянии гармонии?

- По ясности восприятия. Чем отчетливее то, что мы наблюдаем в

сновидении, тем гармоничнее наше состояние.

Он сказал мне, что пришло время практически использовать то, чему я

научился в сновидении. Не давая мне времени задать очередной вопрос, он

приказал мне сконцентрировать внимание на листве растущего невдалеке

мескитового дерева. И к тому же сделать это так, будто бы я нахожусь в

сновидении.

- Ты хочешь, чтобы я просто смотрел на это дерево?

- Я не хочу, чтобы ты просто смотрел; я хочу, чтобы ты сделал нечто

особенное с его листвой, - сказал он. - Помни, что если в сновидении ты

можешь удерживать в поле зрения объект, ты тем самым фактически

удерживаешь точку сборки в определенном положении. А сейчас пристально

смотри на эти листья, будто ты в сновидении, но с одним хотя и небольшим,

но очень существенным отличием: удерживай свое внимание сновидения на

листьях мескитового дерева, находяшегося в обыденном мире.

Моя нервозность не давала мне возможности следовать ходу его мысли.

Он терпеливо объяснил, что глядя на листву, я осуществлю незначительное

перемещение точки сборки. Затем, собирая воедино свое внимание

сновидения путем пристального всматривания в отдельные листики, я в

действительности фиксирую точку сборки в этом едва смещенном положении.

Тем самым гармоничность, достигнутая в этом состоянии, позволит мне

воспринимать в терминах второго внимания. Посмеиваясь, он добавил, что

это на редкость просто.

Дон Хуан был прав. Мне потребовалось лишь остановить взгляд на

отдельных листках дерева, удержать его там, и я мгновенно ощутил себя в

вихре, подобном тем, в которые я попадал в сновидении. Листва

мескитового дерева стала целой вселенной чувственных данных. Было похоже

на то, что она поглотила меня, но я ощущал ее не только с помощью зрения;

я прикасался к листкам и ясно осязал их. Я мог чувствовать их запах. Мое

внимание сновидения было не просто визуальным, как в обычном сновидении,

но объединяло все органы чувств.

То, что началось с пристального созерцания листвы мескитового

дерева, теперь переросло в сновидение. Я был убежден, что воспринимаю

дерево во сне, как это случалось со мной множество раз. Естественно, я

поступил с этим деревом во сне точно так же, как всегда поступал в

сновидении; я переходил от детали к детали, увлекаемый силой завихрения,

которая уносила меня к той части дерева, куда я направлял свое внимание

сновидения, охватываюшее все органы чувств.

В ходе этого видения* или сновидения я столкнулся с сомнениями,

порожденными моей обычной рациональностью. Я начал спрашивать себя, не

взобрался ли я и в самом деле, замечтавшись, на дерево и не ощущаю ли в

действительности