Патриция Гарфилд

Сновидения (Часть 1)

Мы могли бы использовать для этого обучения все доступные

материалы, консультироваться с учителями этой системы йоги в

применении к нашей жизни, как это предлагает Ральф Мензнер в

своей книге 'Контуры сознания'.

Но мы можем просто использовать подход индейцев или путь

японцев - Дзен. Наши культуры все-таки отличаются друг от

друга, наши дети по-разному себя ведут, наше конституционное

сложение не идентично и эволюция сознания не остановилась в

средних веках. Мы должны извлечь ценную выжимку из 'тантр' и

других древних учений с целью использования для наших

теперешних нужд после тщательных экспериментальных проверок

и, возможно, необходимых корректировок.

Бесстрашие перед образами сновидений, наверняка, тот

'экстракт', который особенно полезен всем людям. Важно, я

думаю, лишь заменить ту систему обучения, в которой этому

учат. Тем же способом, которым индуцируются ужасные видения,

можно, как мы видели, индуцировать и приятные образы. Йоги

непременно используют этот принцип и все с ним связанное на

протяжении всей жизни в своих сновидениях. 'Ночной кошмар'

стереотипизирован как стереотипизировано у американских

индейцев появления богов во сне. В конечном счете, самым

важным, как я считаю, является то, что инструкции йоги в то

же время содержат правила обращения с образами с целью

избежать страха при взаимодействии с ними. Работая над этой

главой, я пережила следующее таинственное сновидение типа

галлюцинаций:

'В этом сновидении я сижу в аудитории. Я вижу человека

высоко на балконе огромного зала. Он надувает маленькие

шарики, которые, становясь большими, лопаются и наполняют

атмосферу каким-то наркотиком. Огни в зале гаснут, я

закрываю глаза, чувствуя воздействие этого наркотика. 'О,

да',- говорю я и лечу по воздуху на уровне балкона. Паря в

воздухе, я наблюдаю за собой в зеркало. Я знаю, что мой

образ искажен из-за воздействия наркотика (я никогда не

переживала наркотических галлюцинаций, но читала их описание

и слышала о них). Мое лицо возникает в зеркале, принимая ряд

изменяющихся причудливых форм. В одном из отражений мое лицо

покрыто рубцами. В другом - оно широкое, волосы длинные и

развеваются. На мне бикини, но внизу - туземная юбка. Волны

страсти проходят через мое тело, я непрерывно двигаюсь, мои

глаза широко раскрыты'.

Подобные образы могли бы очень беспокоить в сновидении.

Однако в этом конкретном случае я не боюсь, частично потому,

что ожидаю искажения моего образа из-за наркотика. Я успеваю

подумать и осознать насколько я напугана. Я говорю себе:

'Помни, все это исходит из тебя! Хорошо, что я успела

подготовиться к этому на материале йоги'. Иногда наступают

моменты, когда я соскальзываю в состояние чувственного

восприятия, начинаю пугаться но ухитряюсь остановиться.

История-сон продолжается дальше...' ('Наркотик из шариков',

01.03.73).

Проснувшись, очень легко разгадать те символы в сновидении,

которые касаются моего возраста - сеть морщин и рубцов на

лице сновидного образа, - или символы, отражающие бурную

сексуальную часть меня самой. Эти правдивые формы моих

собственных мыслей - мои 'мысле-формы'. Я не нахожу их

устрашающими после того, как 'опознаю'. В своем сновидении я

видела такие образы совершенно отчетливо, одновременно

переживая их (именно зеркало обеспечило возможность

одномоментно видеть образ и находиться в нем). Я без труда

'опознала' эти образы. Способность быть бесстрашным перед

пугающими образами - поистине полезный навык.

Если вы осознаете пугающие образы как ваши собственные

'мысле-формы', вы сразу освободитесь от страха перед ними.

Наша способность справляться с повседневной жизнью (как и с

пугающими видениями) может значительно повыситься при более

широком распространении принципа бесстрашия на другие сферы

духовной жизни. Например, можно внедрить в повседневную

жизнь идею, что умерший не должен бояться гневных божеств,

так как это лишь другие формы мирных божеств. Если мой муж -

'гневен' и я реагирую лишь на то, каков он в эту минуту, то

моя реакция негативна. Если, однако, я придерживаюсь идеи,

что мой сердитый муж - это то же самое, что и спокойный,

любящий муж, но лишь только в другом состоянии, если я

осознаю, что это он же, то мне гораздо легче в этом случае

реагировать позитивным и конструктивным образом в такой

беспокойной