Патриция Гарфилд

Сновидения (Часть 1)

сновидение 'купола удовольствий'

'Кубла Хана'. Углубленное занятие каким-либо субъектом

вполне способно индуцировать сны о нем. Это может случиться

и с вами, когда вы будете читать эту книгу. Другой

английский писатель, Томас де Куинси (1785-1859) может

служить примером того, что может случиться, если человек не

знает, как позитивно влиять на содержание своих снов. В

'Признаниях английского любителя опиума' де Куинси описал те

изменения в своих снах, которые он осознал, став

приверженцем опиума. Его сновидения становились все более

тягостными. В самом начале своего серьезного пристрастия он

заметил возрастание числа видений при засыпании. Что бы его

воображение не нарисовало во тьме, предшествующей сну, все

это точно переносилось в его сновидения. Он даже стал

бояться что-либо воображать. Его сны сопровождались

'глубокой тревогой и мрачной меланхолией', невыразимыми

словами. Он ощущал себя 'опускающимся в пропасть и пучину

без солнца, все глубже и глубже, и казалось, нет надежды,

что я когда-либо вырвусь отсюда'. Де Куинси обнаружил, что

его чувство пространства и чувство времени искажались:

'Иногда казалось, что я прожил семьдесят или сто лет за одну

ночь...'. Сновидения стремительно сменяли образы дворцов и

городов на воду, а затем на человеческие лица, 'гневные,

умоляющие или отчаявшиеся'. Сны его все больше становились

параноидальными, заполняясь преследующими его врагами -

малайцами или же восточными пытками, сопровождаемыми

ощущениями тропической жары или обжигающего солнца.

Моральный, духовный и физический террор постоянно окружал

его в сновидениях, а центром переживаемого ужаса было

гнетущее чувство дурной бесконечности. '...Я просыпался с

усилием и громко кричал, что никогда больше не буду спать'.

Очевидно, что это совсем не те перемены, которые мы хотели

бы ввести в наши сновидения. Большинство страданий,

перенесенных де Куинси во сне, были непосредственно связаны

с употреблением наркотиков. Но он мог бы противостоять их

воздействию, если бы умел контролировать свои сновидения.

Ночные ужасы могут быть устранены, если вы научитесь

контролировать свои сновидения.

Как сенои (глава пятая), так и йоги (глава седьмая) доводят

искусство изменять содержание снов до высокого уровня. Их

методы помогли бы де Куинси справиться с его ужасными

сновидениями. Они могут помочь и вам справиться со

снами-кошмарами.

Люди, занимающиеся творческим трудом, могут заимствовать

настроения и основное содержание своих произведений из снов,

как это делал де Куинси. Иногда эти люди именно в сновидении

получают повеление творить. Так, Сократ (470-399 до н.э.)

утверждал, что видел сны, побуждающие его 'сочинять и

культивировать музыку'. Он интерпретировал эти сны как

поощрение к продолжению его занятий философией.

Многие авторы писали свои работы под влиянием

преднамеренных творческих сновидений. Другой грек, Синез

(373-414 гг. н.э.), епископ греческой колонии Кирена в

Северной Африке, оставил автобиографический отчет о том, как

сны помогали ему писать и решать свои проблемы. Эдгара

Аллана По видел сюжеты и фабулы своих историй в сновидениях,

а английский эссеист А.Бенсон был вдохновлен своим

сновидением на написание поэмы 'Феникс'. Сиамский писатель

Люонгвичиватлен никогда не собирался становиться писателем

до тех пор, пока ему не явился во сне его умерший учитель,

вручив ему пару очков и предложив использовать их для

написания книг. Другие английские писатели пережили нечто

подобное де Куинси, когда стали прибегать к наркотикам. Так,

Джордж Крабб (1754-1832) рассказывал, что его мучили сны

'несчастий и деградации', когда он стал применять наркотики.

Считают, что эти сновидения сильно повлияли на поэмы 'Сэр

Юстас Грей' и 'Мир сновидений'. Франс Томпсон (1859-1907),

английский поэт, видел обычно опиумные сны и, согласно его

письмам, '...сновидения были частью худшей реальности моей

жизни'. Так же, как в случае с де Куинси, Крабб и Томпсон

отмечали, что их сны, связанные с употреблением опиума, были

отмечены неограниченным простиранием времени и пространства.

Во время сновидений они испытывали страдания, параноидальные

состояния тревоги и одиночества. Имеется и множество других

примеров.

Творческие сновидения, без