Патриция Гарфилд

Сновидения (Часть 1)

степени духовного развития). Бардо считается частью

продленного состояния сновидения. В это время умерший

переживает ужасные видения, определяющиеся его взглядами,

которых он придерживался в реальной жизни. Гуру Рэма

подготовит его к этим переживаниям, сидя 'лицом к лицу' и

подробно описывая то, что следует ожидать от посмертного

состояния (ступень 5: посмертное состояние).

Рэм уже многое знает о том, что делать с этими ужасными

видениями посмертного состояния для того, чтобы достичь

свободы от необходимости бесконечно кружить по кругу

умирание-возрождение. Одновременно с преодолением этих

ужасных видений он сможет избежать страданий бардо и

приобретет способность уйти от попыток возродиться. Таким

образом, обучение контролю над сновидениями для йогов

преследует особую цель - стать свободным от необходимости

повторного рождения. И только в самом конце Гуру научит

Рэма, как перевести свое сознание из посмертного состояния в

новое физическое тело (ступень 6: перевод сознания). В

результате постижения всех этих ступеней Рэм будет готов

справиться со всем, что может с ним случиться.

Мы подробно остановимся на двух ступенях: состояние

сновидения и посмертное состояние, которые хотя и кажутся на

первый взгляд совершенно несвязанными между собой, содержат

в себе ряд советов по овладению мастерством контроля над

сновидениями.

На ступени работы с собственными сновидениями, Рэму

предстоит пройти четыре стадии: он должен постичь природу

сновидений; овладеть искусством изменения содержания

сновидений; осознать, что сновидение - это иллюзия, и уметь

управлять погружением в состояние сновидения.

С целью постижения состояния сновидения Рэм старается

сохранять неразорванность сознания при переходе от

реальности ко сну. Его Гуру советует ему постоянно держать в

голове в любом состоянии на протяжении всего дня то, что все

вещи - это всего лишь субстанция сновидения и лишь эта

субстанция - истинная природа всех вещей окружающего мира.

Ночью, когда Рэм укладывается на тонкую подстилку в своей

крошечной спальне, он еще раз мысленно обращается к своему

Гуру, чтобы тот помог ему обрести способность постичь

природу состояния сновидения, и после этого окончательно

обретает уверенность в том, что так оно и будет. Затем Рэм

начинает проделывать специальные дыхательные упражнения и

старается подготовить сознание так, чтобы усилить свои

способности по визуализации образов сновидений. Везде темно

и тихо, Рэм начинает отходить ко сну...

Мы можем вспомнить, что вышеприведенный отрывок очень

напоминает процедуру погружения в субъект своих желаний за

несколько минут до сна, чтобы увидеть во сне то, что

запланировано. Мы ранее видели, сколь эффективен такой

подход для индуцирования задуманного сновидения. Этот же

подход, оказывается, может помочь и сохранению сознания в

сновидении.

Следующим утром Рэм выполняет семь раз упражнение с

названием 'горшкообразное' дыхание и одиннадцать раз

старается постичь природу состояния сновидения. Затем он

концентрируется на точке, 'подобной костяной субстанции,

белой по цвету, расположенной между бровями'. Следующим

вечером он опять фокусирует свое внимание на этой точке, а

утром опять предпринимает двадцать одну попытку постичь

природу состояния сна, одновременно концентрируя свой разум

на другой, черной по цвету точке, размером с пилюлю,

расположенной на основании его полового органа. Теперь он

постигнет то, что состояние сновидения - это иллюзия.

Следует отметить, что попытки вызвать задуманные видения

проводятся в определенные отрезки времени и неоднократно

повторяются и интенсифицируются. Попробуйте вспомнить, сколь

часто вы концентрируетесь на какой-то мысли в течение хотя

бы пяти минут? Старайтесь сохранять концентрацию внимания

как можно дольше. Наш разум скачет от мысли к мысли столь же

быстро, как птица колибри машет своими крылышками во время

полета. Может быть, длительная задержка внимания на какой-то

одной определенной мысли оказывает глубокое воздействие на

человека и значительно облегчает появление этой мысли на

других уровнях сознания. Двадцать одна попытка постичь

природу состояния сна! Без всякого сомнения, такая

интенсивность мыслительного