Патриция Гарфилд

Сновидения (Часть 1)

сели, скрестив ноги

на пронизывающем ветру у замерзшего озера. Их тела служили

своеобразной сушилкой для кусков ткани, намоченной в ледяной

воде. Те из них, кто не смогли высушить на себе по крайней

мере три таких куска, считались не выдержавшими экзамена.

Тем же, кто прошел через это испытание, позволялось в знак

отличия носить на себе весь год только одну рубашку или робу

из хлопка, и к ним почтительно обращались как 'репа' (по

названию одежды). Большинство людей в Тибете должны

защищаться от суровых зимних ветров и низких температур и

носить меховые шапки, плащи на меховой подкладке, теплую

обувь и выпивать тридцать или сорок чашек горячего чая с

маслом каждый день. Неудивительно, что в такой стране

человек, который может обходиться только одеждой из хлопка,

пользуется большим уважением.

Теперь Рэм обладает экстраординарной устойчивостью к

экстремальным температурам, которая достигается за счет

умения концентрировать и дисциплинировать свои мысли. При

помощи этого умения и других упражнений Рэм приходит к

заключению, что его тело лишь иллюзорное создание его ума.

Он с готовностью продолжает свою работу над повышением

степени контроля своего мышления.

Европейцы могут посчитать этот тип мышления йогов

тупиковым. Но, в действительности, он не столько далек, как

это может показаться, от тех концепций, которых

придерживаемся мы. Вы знаете, как наше внутреннее состояние

может влиять на наше восприятие окружающего мира и наши

способности. В качестве иллюстрации можно привести пример,

как женщина, пострадавшая в автомобильной катастрофе, смогла

поднять машину, придавившую ее ребенка, затем поехать в

госпиталь, не ощущая боли. Только после того, как ее ребенок

оказался в руках врачей, она потеряла сознание и рухнула, -

как выяснилось, у нее был сломан позвоночник. Невозможно?

Нет, возможно. Интенсивное занятие важным делом - спасением

травмированного ребенка - может, например, на некоторое

время блокировать чувство боли. Мы часто 'забываем' о

головной или зубной боли, если в некоторый момент начинают

происходить волнующие нас события. Возможно, что люди могут

научиться направлять свое внимание волевыми усилиями и

достигать внутренних состояний, которые часто возникают при

воздействии экстремальных ситуаций.

Мы конструируем и создаем наши переживания самыми

различными путями. Мы отбираем только часть из

многочисленных событий вокруг нас и мыслей в нашей голове и

именно ей уделяем внимание в определенный момент времени.

Когда мы испытываем сексуальное возбуждение, все (или почти

все) стимулирует нас в этом направлении. Когда же мы

пресыщены, те же стимулы воспринимаются нами совершенно

по-другому. Существует бесконечное множество путей

восприятия одного и того же события. Например, один и тот же

фильм будет совершенно по-разному воспринят отдельными

зрителями и даже одним и тем же человеком, но в разных

аудиториях. Ни один из этих путей восприятия нельзя

предпочесть как более 'правильный'. Вероятно, формулировка:

'мир - иллюзия' - это другая форма высказывания: 'существует

множество взглядов на одну и ту же вещь и все эти взгляды -

продукт того, кто смотрит'. Возможно, мы сможем научиться

осознанно создавать наше внутреннее состояние, которое

определяет наше восприятие. Давайте продолжим наше

наблюдение за Рэмом на его пути к совершенству.

Рэм должен пройти следующие шесть ступеней: уметь

генерировать физическое тепло (ступень 1: физическое тело);

полностью повелевать своим телом (ступень 2: иллюзорное

тело); осуществлять контроль над своими сновидениями

(ступень 3: состояние сна); если он осознает, что восприятие

реального мира и сновидения - это продукты его разума,

'иллюзии', то он сможет испытать экстатическую ясность

восприятия (ступень 4: ясный свет) и осознать, что все во

вселенной - это часть содержания 'Высшего сновидения' -

сновидения Будды. Когда просыпается Будда, его сновидение

(сознание) оканчивается. Когда человек полностью воспримет

этот факт (посвящение), он испытает чувство единения со всем

миром (Нирвану). Рэм в конце концов умрет и перейдет в

посмертное состояние бардо (которое длится символически 49

дней, но может продолжаться до 500-1000 лет, в зависимости

от