Патриция Гарфилд

Сновидения (Часть 1)

('Монтевидео')

Это стихотворение затрагивает мои эмоции настолько глубоко,

что даже спустя годы волнует меня. Очевидно, дело тут не в

чисто поэтической красоте поэмы (как я говорила, я

неспособна к оценке), а в красоте взаимосвязи, в потребности

ответа извне, в силе изнутри. Что бы настоящий поэт, более

талантливый чем я, услышал бы в том же сновидении, при том

же самом чувствовании - невозможно предугадать.

Это сновидение очень созвучно системе сеноев, хотя оно

имело место гораздо раньше, чем я узнала о ней.

Отталкивающие образы погреба - средоточия грязи, беспорядка

и холода, населенного крысами величиной с кошку, которые

прогрызли в двери дыру и рыскали по кухне, растаскивая нашу

пищу, - эти образы сновидения должны были бы быть ужасными.

Но они были встречены смело и свободно, и благодаря этому

открылась странная красота, принесшая в дар еще большую

красоту. В сновидении мне не надо было даже просить, как это

делают сенои, подарка от моего любимого. Это был глубоко

удовлетворяющий сон. Заметьте, что я не сосредотачивалась на

создании стихотворения-сновидения, но я была глубоко

увлечена эмоциями, которые определили очертания

стихотворения.

В другом случае и совершенно по другому поводу мне

приснилось следующее:

Мы с моей маленькой дочерью покупаем что-то в бакалейной

лавке. Стоя у кассы, мы обнаруживаем, что кассир нас

обманывает, повторно записывая на наш счет продукты, за

которые мы уже заплатили. Кассир уже записал на наш счет два

доллара и теперь добавил еще три. Я стала шуметь и выражать

недовольство. Затем я схватила его и сказала, что мы запрем

его в ванной и защекочем его голое с опереньем тело. В конце

концов я подхватываю его и взмываю к потолку комнаты,

которая становится похожей на типичный танцевальный зал, но

с какими-то фантастическими декорациями на потолке. Я

раскачиваю этого малого одной рукой и затем бросаю его вниз

с огромной высоты. Он разлетается на кусочки. Паря в

воздухе, я объявляю:

'Вот так:

Вдрызг

Подавленный и разбитый...

Тот, кто меня обидит.

('Вот так', 7.10.70)

Источник моей злобы и раздраженности стал очевиден сразу,

как только я проснулась, и я почувствовала, что мои эмоции

вполне оправданы. Стихи же лишь коротко выразили мое

состояние. Интересно, что я вспомнила о том, что незадолго

до этого я читала о стихах, увиденных во сне Дороти Паркер

(они будут цитироваться далее). В моей памяти сохранились и

другие стихи, иногда сопровождающиеся музыкой. Я еще в

меньшей степени музыкант, чем поэт, хотя в снах я иногда

слышу пение необычайной красоты, которое доводит меня до

слез. Возможно, это отрывки опер, которыми я когда-то

наслаждалась. Я не могу это точно определить и не могу

воспроизвести эти отрывки в нотной записи после того, как

просыпаюсь. Они испаряются с появлением утреннего света.

Однажды во сне я пела чудеснейшую арию, которую никогда не

слышала прежде. И лишь эхо осталось, когда я проснулась.

Несомненно, что если бы я научилась искусству музыкального

обозначения, я могла бы сохранить мои изумительные

музыкальные сны. Я не настаиваю на том, чтобы каждый человек

вызывал в своих сновидениях поэмы или музыку (если, конечно,

он этого не пожелает), но те поэмы и другие произведения,

которые спонтанно приходят к вам в ваших снах, обладают

особой ценностью и заслуживают исключительного внимания.

Песни, пришедшие в сновидениях, как мы увидим в следующей

главе, были особо важны в жизни американских индейцев. Эти

'песни-сновидения', приобретенные в юношеском возрасте -

возрасте поиска своей мечты - становились индивидуальным

лейтмотивом человека. К ним обращались на протяжении всей

жизни в наиболее стрессовых ситуациях (например, в военных

кампаниях), они использовались для повышения силы духа. Это

готовый пример силы эмоционального воздействия

песен-сновидений на человека. Песни или поэмы, которые

возникнут в ваших сновидениях, могут помочь вам войти в

контакт с внутренним источником силы.

Одна моя весьма способная студентка научилась задерживать

свои прежде неуловимые сновидения-мелодии благодаря участию

в семинаре творческих сновидений. Хотя она все еще часто

оставляла нотные линейки пустыми, она стала в состоянии

схватить некоторые