Патриция Гарфилд

Сновидения (Часть 1)

пример сказки, частично написанной 'домовыми'

Стивенсона. Стивенсон объясняет:

'Я долго пытался написать историю на этот сюжет, найти

средство выражения для этого сильного чувства раздвоенности,

которое время от времени приходит и заполняет любое думающее

создание'. Он написал небольшой рукописный набросок на эту

тему, но это его не удовлетворило, и он его разорвал. Но

затем, нуждаясь в деньгах, он возобновил раздумия на эту

тему.

'Два дня я напрягал свои мозги, чтобы получить хоть

какой-нибудь результат. На второй день я увидел во сне сцену

с окном, затем сцену, впоследствии расщепленную на две, в

которой Хайд, преследуемый за какое-то преступление, взял

порошок и перевоплотился в присутствии своих

преследователей. Все остальное было придумано после

пробуждения, сознательно, хотя я думаю, что я следовал

манере своих домовых'. Стивенсон рассказывает, что он

действительно исполнял всю механическую работу, облекая

сказки в лучшие слова и предложения, которые он только мог

придумать, держа перо: и действительно сидел за столом, 'что

было, пожалуй, самым неприятным', отправлял рукопись и

платил за доставку - все это составляло его долю в

предприятии, но он полностью доверил 'домовым' основную

часть - сочинение.

Тем, кто в будущем хочет видеть творческие сновидения,

важно отметить несколько аспектов эволюции стивенсоновских

сновидений. Во-первых, он был способен успешно противостоять

кошмарным образам своих сновидений и трансформировать их в

сообщество 'маленького народа', своих маленьких друзей. В

пятой главе вы увидите, как сенои достигают в этом

'переводе' совершенства. Очевидно, Стивенсон научился делать

это сам, так же, как и другие, придя к этому случайно.

Стивенсон, как и многие другие, кто видит творческие

сновидения, до конца погружается в свою тему. 'Два дня я

мучил свой мозг, чтобы придумать сюжет...' Обратите внимание

на время - два дня. Вы увидите, что эти два дня окажутся

решающими. Возможно, это минимальный временной интервал, на

который человек должен быть погружен в свою проблему. Я

часто наблюдала как на себе, так и на студентах своих

семинаров по сну, что обязательным условием контроля над

сновидениями является выделение времени для 'погружения'.

Регулярный успех Стивенсона в быстром получении сновидений

с 'реализуемыми историями' - лишь частично результат

глубокого погружения в тему. Он преднамеренно планировал эти

сновидения. Он давал себе специальные наставления для

достижения сновидений. По мере того, как Стивенсон развивал

искусство контроля над сновидениями, желанные, быстро

реализуемые истории становились обычной

реакцией-сновидением. Английский писатель Олдос Хаксли

говорил о зависти к 'домовым' Стивенсона, а ведь каждый из

нас может заставить наши сны служить нам. Конечно, мы должны

упражнять наше сознательное искусство. Если вы развиваете

контроль над сновидениями, то позже вы сможете индуцировать

творческие сновидения.

Художники тоже создавали немало работ, основанных на их

сновидениях. Некоторые из них преднамеренно индуцировали

сны, содержащие картины. Дж. Лауфер, антрополог,

специализирующийся по восточной Азии, предполагает, что

многие мифические персонажи, изображенные в восточных

сюжетах, происходят из снов. Он приводит вдохновленные снами

примеры, хорошо известные из древнекитайской живописи.

Лауфер рассказывает о сне Ву Тинга (1324-1389), правителя

династии Шань. После своей кончины Престарелый учитель

императора вызвал сновидение, которое должно было показать

нового учителя. Император нашел человека, похожего на того,

которого видел во сне, и назначил его на пост

премьер-министра. Другой китайский пример - картина Хью

Тзанга 'Путешествие в другой мир во сне', которая была

нарисована им под воздействием сновидения. Буддийский монах

Кванг Хиу (832-912 гг. н.э.) специализировался на портретах

'архатов' - группы ближайших последователей Будды. Так как

архаты были индусами, китайцу они представлялись странным

образом. Однако большинство художников изображали их

довольно реалистически. Портреты же Кванг Хиу ярко

отличались от этого стандарта - черты лица были утрированы,

головы имели странную холмовидную форму,