Патриция Гарфилд

Сновидения (Часть 1)

когда

умрут. Рассмотрим бардо - состояние между смертью и другой

жизнью. Считается, что это - вид состояния сновидения, хотя

посмертное состояние - это необычное состояние сновидения,

так как 'спящий' - мертв. 'Бардо Тодоль' ('Тибетская книга

мертвых') указывает умершим, чему следовать им после смерти.

Хотя приведенные там инструкции не для обычных сновидящих,

мы можем почерпнуть из нее много полезных советов и для

европейцев, желающих справиться со своими образами

сновидений в живом состоянии. Еще Карл Юнг в его

'Психологическом комментарии' к изданию 'Тибетской книги

мертвых' отметил необычную ценность этого текста, в том

числе и для себя лично. Мы тоже увидим, что это так.

Путеводитель для умерших - 'Бардо Тодель' - состоит из трех

частей: в части 1 описываются физические изменения

(переживания моментов смерти), 2-ая часть посвящена

переживаниям, возникающим во время бардо и в последней, 3-ей

части приводятся сведения, как бороться с инстинктом

возрождения, который направлен на то, чтобы попасть в чрево

и войти в новое тело. Когда кто-нибудь умирает в Тибете (йог

он или нет) ему читают 'Бардо Тодоль'. Йоги же еще при жизни

знакомятся с ней и ее чтение у смертного одра служит лишь

дополнительным напоминанием об ожидающих их временных

посмертных переживаниях. Вторая часть 'Бардо Тодоль'

особенно близка к сенойскому подходу к контролю сновидений,

тогда как в первой части этой книги едва ли можно найти

полезные нам советы. Основное содержание второй части 'Бардо

Тодоль' - инструкции для сновидящих по преодолению страха с

целью сохранение непрерывного продвижения вперед по течению

жизни-сновидения. Сенойцы же предлагают аналогичный метод -

противостоять страшным образам сновидений. Однако, и в этом

заключается основное отличие, йоги должны продвигаться по

сну без всякого намерения контратаковать. Так же как и при

преодолении 3-ей ступени (состояние сна), основная цель,

второй части 'Бардо Тодоль', - это достижение бесстрашия

перед образами сновидений. Например, в одном из разделов

этой части говорится о том, что умерший предстает перед 58

'божествами-кровопийцами'. Это, конечно, так же может

испугать, как и любой ночной кошмар для человека из реальной

жизни. Если кто-нибудь может преодолеть страх перед

появлением 58 таких божеств, то ему легко будет справиться и

с ночными кошмарами. Йоги воспринимают образы сновидений,

как формы собственных мыслей. Я не уверена, что европеец

согласится с идеей, что все ужасающие образы снов - это

продукт его собственного сознания. Вместе с тем, этот

подход, несомненно, производит более приятное впечатление,

чем взгляды, согласно которым ужасающие видения - боги или

дьяволы существуют сами по себе и приходят специально к

умершему, чтобы его наказать.

Мой совет: постарайтесь, подобно йогам, согласиться с тем,

что пугающие образы снов возникают из ваших собственных

мыслей. Именно в способности осознать, что образы сновидения

(во время жизни или после смерти) подобны собственным

мыслям, заключается секрет контроля сновидений йогов. Третье

состояние бардо - шудра бардо - считается переходным

состоянием возрождения. В нем умерший предстает перед

будущими иллюзиями. Ему следуют знать, что все страдания -

это результат его поведения и продукт его сознания: поэтому

какими бы ни были испытания, умерший должен уметь

отгородиться от них и медитировать. Затем он начнет переход

в другое человеческое тело. Этот переход следует отвергать

всеми силами. Если осознание новых иллюзий еще не пришло,

умершему предстоит пройти через суд над его добрыми и злыми

делами и затем через ужасные страдания, которые ему назначит

хозяин смерти. Единственное спасение - в медитации. (Здесь

необходимо отметить сходство с практикой прозрачных

сновидений, когда используется аналитическое мышление в

допрозрачном сновидении с целью достичь состояния

прозрачности. Поэтому старайтесь анализировать образы ваших

сновидений во время сна). Умерший - после всего этого увидит

различный свет, исходящий из шести различных миров. Его

собственное тело обретет цвет того мира, в котором ему будет

суждено переродиться. Он станет медитировать над 'ясным

светом' и стараться избежать перерождения. Если это ему не

удастся, умерший испытает