Галанов Н.В.

Первоевангелие (Часть 1)

народа обретет человеческую основу, и люди станут поклоняться человеческому образу, независимо от уровня заслуг этого человека (даже, если бы это был один из образов Бога), это будет идолопоклонством, потому что явится низведением Бога до уровня человеческого коллективного сознания

Вот и здесь, стоило Господу убрать свою духовную помощь от народа Израиля в отсутствие Моисея, и снова в людях победила животная сущность: они тут же сделали себе богов-животных и с радостью стали им поклоняться, приписав им все деяния и славу Господа.

На следующее утро народ принес жертвоприношения, а затем «устроили буйное празднество», какое обычно устраивают язычники. Сразу оказалось забытым все, что произошло за это время на глазах народа, все, что сделал Господь для этого народа, все обещания Господу при вступлении в Завет.

Народ отказался от Господа!

И сказал Господь Моисею: «Поспеши сойти отсюда, ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: «Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (Исх., 32, 7-8)

Видя, что народ поклоняется золотому тельцу, как богу Израиля, который вывел народ из Египта, Господь отказывается от него.

И сказал Господь Моисею: «Я вижу народ сей, и вот, народ он – жестоковыйный; итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя». (Исх., 32, 9-10)

Но Моисей, прошедший к этому времени великую духовную школу, стал молить Господа не гневаться на народ и пощадить его. Моисей напомнил Господу об Аврааме, Исааке и Иакове, о том, что Господь обещал им множество потомков и новую землю, и Господь пожалел их и не истребил.

И обратился и сошел Моисей с горы; в руке его были две скрижали откровения каменные, на которых написано было с обеих сторон: и на той и на другой стороне написано было; скрижали было дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии.

(Исх., 32, 15-16)

Наверное, у Моисея еще теплилась надежда, что можно что-то поправить, и он крепко прижимал к себе эту великую святыню – Божьи камни с Божьими словами. Две стороны, вступающие в соглашение, идут навстречу друг другу, и здесь, написанные с двух сторон заповеди, можно прочитать и так:

Если же снова первородный грех овладеет вами, и вы не справитесь с животными желаниями своими и пожелаете чужое, и станете на путь клеветы, воровства, прелюбодеяния и даже убийства, то не будет у вас долгой жизни в стране, которую дает вам Господь;

И, если не будет у вас почтения к отцам и матерям вашим, и презрите день субботний, день отдохновения, благословенный и освященный Господом, и перестанет для вас быть святым имя Господа в суете дней ваших, и впадете в поклонение идолам, и станете грешить против Господа, то наказаны будете вы и дети ваши, внуки и даже правнуки, и снова попадете в рабство, и Я, Господь, не буду Богом вашим!

Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою; и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым. (Исх., 32, 19-20)

Когда Моисей увидел золотого тельца и танцующий народ, его надежда, что можно что-то поправить, рухнула. Бог спасал их, вел в землю обетованную, а стоило Моисею оставить их на некоторое время, и Господь оказался им не нужен. Только по воле Господа, в гневе, можно было разбить каменные скрижали и только у подножия горы.

И сказал Моисей Аарону: «Что сделал тебе народ сей, что ты ввел его в грех великий?» (Исх., 32, 21)

Моисей совершенно правильно обвиняет Аарона в том, что народ снова впал в идолопоклонство. Именно первосвященник отвечает за духовное состояние народа. Дорогую цену заплатит Аарон за свой грех, но, как сказал Господь:

«… и в день посещения Моего Я посещу их за грех их». (Исх. 32, 34)

Сейчас же он оправдывается, перекладывая свою вину на народ: «ты знаешь этот народ, что он буйный». Моисей увидел, «что этот народ необузданный», и послал он сынов Левия, сохранивших верность Господу, покарать тех, кто продолжал празднество, и погибло от меча около 3000 человек.

На следующее утро Моисей возвратился к Господу и сказал:

И возвратился Моисей к Господу и сказал: «О, Господи! Народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога; прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги