Галанов Н.В.

Первоевангелие (Часть 1)

ему Бог. (Быт. 21, 1-4)

От Адама Исаак должен был родиться в благословенном седьмом поколении, но изменение имени Аврама, по воле Господа, перевело его в первое поколение.

Вдумаемся, что произошло. После сотворения Адама Господь вновь сотворил человека, и, хотя рождение его произошло естественным образом, это нисколько не умаляет значение этого события. Более того, Авраам посетовал на отсутствие у него и Сарры сына всего один раз, но Господь неоднократно обещает ему произвести от него многочисленный народ, подчеркивая, что эти потомки произойдут от сына Авраама и Сарры. Эти обещания Господа, и то, что

сын родился у Авраама, когда ему исполнилось сто лет, все это должно подчеркнуть огромное значение этого события. Если бы рождение Исаака служило лишь звеном в цепочке умножения потомков, то это событие не выделялось бы в повествовании так часто и ярко. Исаак был первым человеком, обрезанным по обету на восьмой день.

Шли годы, Измаил и Исаак росли, и, когда ревность Измаила и претензии на первородство приняли опасную форму, угрожая жизни Исаака, Сарра потребовала, чтобы Авраам отослал Агарь и Измаила прочь. Авраам очень расстроился, но Бог обещал ему благословить и сына рабыни и произвести от него великий народ. Агарь с Измаилом ушли, и благословение Господа было на них, Измаил стал искусным охотником, и они стали жить в пустыне Фаран. Уход Агари и Измаила от Авраама и Сарры символизирует выделение нового народа, которому будет дарован ислам. В Писании каждая из религий соотносится со своим патриархом, а так как духовное Возвращение начинается с Иакова, то с ним связан Иудаизм, с Исааком – Христианство, с Измаилом – ислам, а с Авраамом – учение о Возвращении. Это сделано потому, что для Господа важнее правильно дать людям последовательность Возвращения человечества к Богу, чем очередность Изгнания. Историческая последовательность, в которой Господь дает вероисповедания людям, и последовательность духовных этапов Возвращения, противоположны, поэтому Возвращение идет по линии Иаков – Исаак – Авраам.

И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему:

« Авраам!» Он сказал: « Вот, я! » Бог сказал: « Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе». (Быт. 22, 1-2)

Всю жизнь Авраам был послушен Богу и этим заслужил себе великую награду -

единственного сына от любимой жены, продолжателя рода и наследника. Тем страшнее для него прозвучали слова: «единственного», «которого ты любишь», «принеси во всесожжение». Что же он сделал?

Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог. (Быт. 22, 3)

Авраам не сказал ни единого слова, встал и пошел, и пришел на третий день.

Конечно, он помнил все обещания Бога насчет его народа и верил, что Господь, каким либо способом, сохранит жизнь его Исааку, но три дня пути к смерти, которую он должен принести сам своему сыну, наверное, длились вечность! С этой дорогой можно сравнить только крестный путь, когда вели Иисуса Христа на Голгофу, а кругом стояли чужие, даже враждебные, за редким исключением, люди, ждущие интересное зрелище.

На третий день должна была решиться не только судьба Исаака, Авраама, но от этого события зависело, как выстроятся в духовной и исторической перспективе судьбы миллиардов людей. Так зерно, брошенное в почву, дает побег, превращается в растение, цветет и плодоносит, а тут не зерно – Промысел Божий опущен в жизнь, как в почву, и предстоит ему расти, развиваться и плодоносить тысячелетия.

И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе.

И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: «Отец мой!» Он отвечал: «Вот я, сын мой». Он сказал: «Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?» Авраам сказал: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой». И шли далее оба вместе. ( Быт. 22, 7-8)

Исаак говорит: «Отец мой!», а мы слышим: «Боже Мой, Боже Мой! Почему Ты покинул Меня?» Пророческие слова Авраама: «Бог усмотрит себе агнца для всесожжения, сын мой» соединили в себе два исторических и духовных момента – настоящее с, может быть, неосознанным ближайшим будущим, и момент далекого будущего – другого жертвоприношения, когда Бог сам пошлет Агнца для приношения, во искупление людских грехов прошлых поколений