Галанов Н.В.

Первоевангелие (Часть 1)

Египта, вы совершите служение Богу на этой горе».

(Исх., 3, 11-12)

Слова «Я буду с тобой!» снимают на некоторое время возражения и Моисей начинает отступать.

Но давайте вернемся несколько назад к личности Моисея. С исторической точки зрения прообразом Моисея должен быть Авраам и, несомненно, что лучшие черты Авраама есть у Моисея, но кто ближе ему в духовном плане? Чтобы выяснить, кто из патриархов является духовным прообразом Моисея, сравним ряд эпизодов из жизни Моисея и Иакова:

И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея; но Моисей убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской, … (Исх., 2, 15)

Узнав о том, что Исав хочет убить его, Иаков убежал в Харан.

У священника Мадиамского было семь дочерей, которые пасли овец отца своего Иофора. Они пришли, начерпали воды и наполнили корыта, чтобы напоить овец отца своего Иофора. И пришли пастухи и отогнали их. Тогда встал Моисей и защитил их, и начерпал им воды и напоил овец их.

(Исх., 2,16-17)

Точно также Иаков встречает у колодца Рахиль с отцовскими овцами, и, преодолевая сопротивление пастухов, поит ее овец и входит в семью Лавана.

Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его. (Исх., 4, 24)

Когда Иаков возвращался на родину предков, ночью к нему подошел Бог и боролся с ним, и после этого Иаков получает новое имя - Израиль. Из сопоставления этих трех эпизодов из жизни Моисея и Иакова можно прийти к заключению, что духовным прообразом Моисея был Иаков, что и должно быть, так как при Возвращении направление духовного движения противоположно историческому, а Иаков - первый на этом пути. И как Иаков, идя навстречу Богу, стал Израилем, так и Моисей, в своем духовном движении, превзойдет Израиля – свой прообраз и пойдет дальше. На глубокую связь Иакова –Израиля и Моисея указывает и фраза из последнего явления Бога Иакову: «Я пойду с тобой в Египет, и Я выведу тебя обратно». О том, в какой последовательности Господь будет вспоминать о Своем народе, говорит и обещание, данное Господом в книге Левит:

И Я вспомню завет Мой с Иаковом и завет Мой с Исааком, и завет Мой с Авраамом вспомню, и землю вспомню; (Лев., 26, 42)

Более того, это обещание показывает всю последовательность духовных прообразов во всех четырех этапах в Божьем Промысле по возвращению человечества к Богу: Иаков – Моисей, Исаак – Иисус Христос, Авраам - … , Бог, осуществивший Вавилонское рассеяние – Мессия. В случае исторической линии, порядок прообразов сохраняется: Авраам – Моисей, Исаак – Иисус Христос, Иаков - … , Бог, освободивший народ Израиля – Мессия.

И вот, пришло время и Господь вспомнил о Своем народе, и посылает Моисея вывести его из Египта. Моисей внутренне уже готов к своей миссии, и он начинает вести разговор о том, как убедить людей, что он послан Богом, Богом их предков. Ведь от того, насколько они поверят ему, будет зависеть жизнь многих людей.

И сказал Моисей Богу: «Вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: «Бог отцов ваших послал меня к вам.» А они скажут мне: «Как Ему имя?» Что сказать мне им?» Бог сказал Моисею: «Я есмь Сущий». И сказал: «Так скажи сынам Израилевым: «Сущий { Иегова } послал меня к вам». И сказал еще Бог Моисею: «Так скажи сынам Израилевым: «Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род.

Пойди, собери старейшин сынов Израилевых и скажи им: «Господь, Бог отцов ваших, явился мне, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, и сказал: « Я посетил вас и увидел, что делается с вами в Египте». И сказал «Я выведу вас от угнетения Египетского в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Гергесеев, Евеев и Иевусеев, в землю, где течет молоко и мед». (Исх., 3, 13-17)

Чтобы вывести израильский народ из Египта, Бог открывает Моисею и всему народу Имя Свое, которое неразрывно связано с предками народа Израиля, с теми патриархами, которым Бог дал свои обещания о многочисленном народе, о великой судьбе его и о новой земле для него. Называя Себя Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова, Господь, тем самым, утверждает три этапа Возвращения людей к Нему, связанных прообразно с именами патриархов, а также три этапа развития единого духовного учения. Как физическое родство определяет линию Авраама-Исаака-Иакова, так и духовная линия будет пронизывать Иудаизм-Христианство-Возвращение. Здесь под названием Возвращение будем понимать учение, которое Господь даст людям, чтобы поднять их на следующий духовный уровень. Но