Галанов Н.В.

Первоевангелие (Часть 1)

эта борьба очень часто заканчивается поражением духа. Разрешая использовать в пищу мясо животных, которое превосходит по своим питательным свойствам растительную пищу, Бог, тем самым, резко сокращал время труда, затрачиваемое человеком на производство пищи. У человека оставалось больше времени для размышлений о Боге, окружающем мире и о себе. Но если употребление в пищу мяса животных возвышало человека над животным и давало ему дополнительную свободу, то употребление крови в пищу укрепляло животные инстинкты в человеке и сближало его с дикими зверями. Животных, по воле Бога, сотворила земля, и кровь их, как вместилище души, должна быть возвращена земле.

Новое человечество с новым коллективным сознанием произошло от сыновей Ноя – Сима, Хама и Иафета. Но грех людей шел вместе с ними, и когда Хам, посмеялся над отцом, Ной провидевший будущее, проклял Ханаана, сына Хама, усилив своим проклятием действие Промысла Божьего: «Пусть будет Ханаан рабом Сима!» Проклясть Хама Ной не мог, потому что на нем было благословение Божие.

Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему. (Быт., 9, 26-27)

До сих пор человек был пассивен, только выполнял повеления Господа, иногда нарушая их. И вот, впервые, Ной, своим пророческим взором проникнув в будущее и осознав его, произнес слова благословения в отношении Господа! Эти слова означают, что впервые человек начинает занимать активную позицию в создании человека. Ной от лица человечества сделал первый шаг к единству с Господом!

Двинувшись с востока, люди нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. (Быт., 11, 2)

Так как Эдемский сад располагался на востоке, то в результате изгнания люди двигались с востока, уходя все дальше и дальше от Бога. И обратно, движение на восток означает духовное движение к Богу, путь возвращения.

Сим, Хам и Иафет стали отцами множества сыновей, от которых произошли разные народы и на земле был один язык и одно наречие. Здесь словами «один язык и одно наречие» обозначено, прежде всего, то, что люди имели одно духовное состояние, сущностью которого было стремление не праведностью приблизиться к Богу, а просто возвыситься над землей и приблизиться к небесам, месту обитания Бога. Новое коллективное сознание находилось в «детском» возрасте, и духовное единство людей питалось, по-видимому, памятью о допотопной истории, когда жили на земле исполины, «это сильные, издревле славные люди». И сказали люди:

Построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде, нежели рассеемся по лицу всей земли. (Быт. 11,4)

И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: «Вот, один народ и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. (Быт. 11, 5-7)

Что же так огорчило Господа? После потопа прошло не так уж много времени, но какие цели ставят себе люди, едва начав возрождаться?

а) построить город и не рассеиваться по всей земле – вопреки воле Бога: «Заполни землю своим народом»;

б) построить башню, высотою до небес и прославиться этим, прославиться дерзким вызовом Богу.

Из Писания видно, что в это время у всех людей еще сохраняется представление о Едином Боге, причем, несмотря на потоп, это представление не о страшном Боге, который так жестоко наказал людей за грехи их, а о Боге Милосердном, к Которому они, как дети, стараются вернуться, но стараются вернуться вопреки Его повелениям. Вавилон был первой сознательной попыткой человечества на уровне коллективного сознания противостоять Богу.

Слова: «И сошел Господь посмотреть …» означают, что на короткое время Господь усилил связь с человеческим сознанием, проявился в человечестве в большей мере, чтобы более отчетливо высветились все человеческие помыслы и стали ясными мотивы, которыми руководствовалось человечество при постройке города и башни. Каждому духовному состоянию, в которое попадает человечество, соответствует определенная степень связи Господа с человеческим сознанием. И увидел Господь, что дальнейшее промедление только утвердит людей на своем пути.

Ясно, что выполнение людьми своих планов только привело бы их к еще большему противостоянию воле Божьей, поэтому Господь пресекает все это в самом начале: смешивает языки и рассеивает людей по земле. Смешение языков означает еще и то, что Господь уничтожил духовное