Галанов Н.В.

Первоевангелие (Часть 1)

заповедей: повеления (или заповеди) располагаются как ступени, между Богом и человеком, и исполнение их начинается с нижней ступени. Это соответствует такому духовному состоянию, при котором «исполнитель» находится лицом к Богу, и, исполняя повеления, приближается к Нему.

Сравним первое явление Господа Аврааму, Исааку и Иакову. То, как каждый из них относился к Богу, проявлялось и в обращении Господа к ним. Если Авраам и Иаков искали Бога, особенно Авраам, то Исаак боялся Его и не стремился Ему навстречу. Поэтому в обращении к Исааку Господь подчеркнул:

«Я исполню клятву Мою, которою Я клялся Аврааму, отцу твоему; … за то, что Авраам, отец твой, послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления мои, уставы Мои и законы Мои». Когда же Господь обращается к Иакову, то называет Авраама отцом Иакова, и это говорит о том, что главным у Господа считается родство духовное, а не физическое. О том же самом свидетельствует то, что Господь опускает слова «отца твоего» у имени Исаака. Уже в этом обращении Господа скрыто пророчество о будущем Иакова.

« … благословятся в тебе и в семени твоем все народы земли …» – говорит Господь Аврааму. «… исполню клятву мою, которою Я клялся Аврааму, отцу твоему …» – говорит Господь Исааку. «… и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные …» – говорит Господь Иакову, давая понять, что у Иакова будет много детей, у которых будет многочисленное потомство.

И убоялся и сказал: «Как страшно сие место! Это не иное что, как дом Божий, врата небесные. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. (Быт. 28, 17-18)

И положил Иаков обет, сказав: «Если Господь Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, - то этот камень, который я поставил памятником, будет у меня домом Божиим; и из всего, что ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть». (Быт. 28, 20-22)

Содержание клятвы Иакова прекрасно его характеризует. Для нас наиболее странным может показаться ее начало, в котором ставится условие Богу, что с нашей точки зрения является верхом дерзости. Но во времена Иакова, когда язычники поклонялись сотням различных «богов», такой прагматический подход был обычным делом. Во всем остальном Иаков чрезвычайно скромен.

Он просит у Бога защиты, еды и одежды, и возвращения с миром в дом отца.

В знак глубокого преклонения перед Богом он ставит камень в качестве памятника и освящает его, обещая потом поставить на этом месте памятник и отдавать Богу десятую часть всего, что Бог даст ему.

И встал Иаков и пошел в землю сынов востока (к Лавану, сыну Вафуила Арамеянина, к брату Ревекки, матери Иакова и Исава). И увидел: вот, на поле колодезь, и там три стада мелкого скота, лежавшие около него, потому что из того колодезя поили стада. Над устьем колодезя был большой камень. Когда собирались туда все стада, отваливали камень от устья колодезя и поили овец; потом опять клали камень на свое место, на устье колодезя. (Быт. 29, 1-3)

Мы уже говорили, что Иаков искал Бога и встретился с Богом. Но разве после этого поиски прекращаются? Нет, конечно, они приобретают новый смысл. Исчезают ошибочные представления, возникают новые, более близкие к истине. Каждое такое откровение не только отвечает на какие-то вопросы, но и ставит новые. Так и Иаков, после встречи с Господом, с новыми силами продолжал свой путь. Куда же он шел? Иаков-человек шел к Лавану, Иаков-вождь духовный направлялся в «землю сынов востока», где Господь Бог посадил на востоке сад. Он шел туда, откуда изгнали человека, шел по дороге Возвращения, по той дороге, которую Господь открыл Аврааму, и по которой Авраам прошел свою часть пути, а потом свою часть прошел и Исаак. Господь четыре раза изгонял человека от себя все дальше и дальше, но Он оставил и путь Возвращения ему, путь в начало Творения, также состоящий из четырех этапов. Но, очевидно, далее должны быть другие этапы, реализующие предназначение человека, этапы воплощения замысла Божьего, то для чего создан был Адам.

И вот, на этом пути Возвращения увидел он поле, а на нем колодец. Колодец – источник жизни, здесь же колодец – источник жизни вечной, источник истины – Священное Писание. Три стада пьют из одного колодца – колодца Господа Всемогущего, Иудаизм, Христианство и Ислам. Эти три стада мирно лежали рядом друг с другом (не воевали и не убивали друг