Идрис Шах

Путь суфиев (Часть 1)

учит, в какой степени можно пользоваться этими орудиями, а также тому, как совместить действие с предопределением.

'Суфизм, – говорит Учитель, – это Путь, приложенный суфиями к их действительной жизни и труду в форме, которая непохожа на другие формы: она ведет их к полному раскрытию ментальных, физических и метафизических сил. Первоначально они образуют группы, руководимые Наставником (учителем), пока не установится постоянная самообновляющаяся связь.

Товарищество называется Братством, Орденом, Путем, или Тропой. Оно может называться Домом, по аналогии со строительством здания общими усилиями членов. Учитель именуется Мастером, Шейхом, Мудрецом, Познавшим, Наставником, Руководителем, Старцем или Главой. Ученик именуется Направляемым, Поклонником, Влюбленным или Послушником.

Ложа именуется монастырем, храмом, обителью и тому подобное. Она может иметь или не иметь физического проявления'.

Будучи метафизической системой, сцепленной с обычной жизнью, суфизм утверждает, что его членов ждет также преуспевание в избранной ими профессии.

Суфизм преподается не посредством нудных изложений 'от А до Я' в виде учебников и учений, но в процессе взаимодействия сознаний учителя и обучаемого. Со временем, когда связь становится прочной, суфий продолжает путь в одиночку, пока не становится 'Совершенным человеком'.

 

Инсан-и-Камил

   

 

Суфизм не проповедуется, а в некоторых случаях даже преподается примером и руководством, которые могут показаться совершенно чужими для привычного восприятия ученика.

 

Залим Абдурахман

 

 

 

СУФИЙ

 

Подобно Хызру, 'Зеленому', он может путешествовать по земле в различных обликах и способами, неизвестными для вас. В зависимости от его 'стоянки' он сегодня может пасти овец, а завтра пить из золотого кубка вместе с царем.

Если он ваш Учитель, сама его аура будет облагораживать вас, сознаете вы это или нет.

Когда вы будете соприкасаться с ним, он будет работать с вами, поймете вы это или нет.

Его слова и поступки могут показаться вам противоречивыми и даже непонятными. Но все они имеют смысл. Он живет не только в вашем мире.

Его интуиция – это интуиция истинно направленного, и его действия никогда не отклоняются от Истинного Пути.

Он может подвергать вас нелегким испытаниям. Все это предусмотрено и необходимо.

Вам может показаться, что он платит добром за зло или злом за добро. Но его подлинные дела известны лишь Немногим.

Вы услышите, что есть люди, которые выступают против него. Вы обнаружите, что на самом деле таких почти нет.

Он сдержан и позволяет вам раскрывать то, что вы должны раскрыть, медленно.

Когда вы встречаете его впервые, он может показаться вам совершенно отличным от вас. Но это не так. Он может вам показаться очень похожим на вас. Но это не так.

 

Салик

 

 

МУЧЕНИКИ

 

Мансура аль-Халладжа живого разрубили на части, и он является величайшим суфийским мучеником. Но кто знает имя его палача? Сухраварди был казнен именем закона, но сохранилось ли имя его убийцы? Книги Газали познали пламя костра, но чья рука бросала их туда? Имена их стерты, ибо суфии не хранят имена бесчестных. Но каждому известны имена Газали, Мансура и Сухраварди.

Но взглянем с другой стороны. Мы помним, мы чтим имена наших великих учителей. Но помним ли мы, чему же они учили? Много ли таких, кто, не будучи суфиями, но преклоняя перед именами каждого из этих троих как заплативших самую высокую цену за свои труды, утруждали себя выяснением, чем же именно они занимались, что было столь важным?

Имена слуг тьмы преданы забвению, но продолжатели их дела мстят нам за участь своих предков: они замалчивают имя Халладжа; они превратили своего противника Газали в своего сторонника, они изобразили Сухраварди помешанным и одержимым.

Они мстят человечеству за забвение их памяти. Позволим ли мы им восторжествовать раз и навсегда?

Кто среди нас готов вступить на Путь и этим действием сказать схоластам и святошам: 'Довольно, братья; Газали, Сухраварди и Мансур по-прежнему живы!'?

 

Итибари

 

УЧЕНИЕ СУФИЕВ

 

Многие люди следуют добродетелям или общаются с мудрыми и великими людьми, считая, что в этом заключается путь самоусовершенствования. Они заблуждаются. Во имя религии совершались самые гнусные преступления. В попытках творить добро человек прибегал