Идрис Шах

Путь суфиев (Часть 1)

ней несколько слов. Затем он потребовал от вора дать клятву никогда более не красть. Наконец, он окропил водой вора, сопровождая это действо многими замысловатыми словами и жестами, и в завершение произнес:

– Сгинь, нечистый, дьявольский диб-диб, уйди, откуда пришел, и никогда впредь не приближайся к этому несчастному человеку!

И вор сел – исцеленный.

С того дня и поныне вор ни разу не посягнул на чужое добро. Но и о своем чудесном выздоровлении он никому не рассказывал, ибо, несмотря ни на что, он питал мало симпатий к мудрецу и его идеям. Что касается старухи, обыкновенной сплетницы, она и словом не обмолвилась о глупости Факиха. Она приберегает это для выгодного случая, и, возможно, со временем ей удастся обратить этот инцидент себе на пользу.

Конечно, остается еще Факих... но он-то отнюдь не мечтает о том, чтобы подробности выплыли наружу, так что и он будет держать язык за зубами.

Однако, как водится у людей, каждый из них доверил свою версию случившегося – разумеется, под большим секретом – одному из своих знакомых. Вот потому-то вам и посчастливилось узнать целиком историю о женщине, воре, священнике и ужасном диб-дибе.

 

   

ВОР, ЛАВОЧНИК И ЗАКОН

 

Вор забрался в лавку. Пока он был там, острое шило, оставленное лавочником на полке, попало ему в глаз, и глаза не стало.

Вор подал в суд, заявляя: 'За воровство по закону полагается тюрьма, но за неосмотрительность, повлекшую за собой потерю глаза, предусмотрена выплата значительной компенсации'.

– Он забрался ко мне, чтобы обокрасть меня, – выступил лавочник в свою защиту.

– Этот вопрос будет разбираться на другом заседании, – сказал судья, – к нашему же делу он не может иметь отношения.

– Если вы заберете все мое имущество, моя семья умрет с голоду, пока я буду в тюрьме, – сказал вор. – Это явная несправедливость по отношению к ним.

– В таком случае суд постановляет в качестве компенсации изъять глаз у лавочника.

– Но если вы это сделаете, – сказал лавочник, – я потеряю еще больше, чем вор, и это не будет справедливо. Я ювелир, и потеря глаза лишит меня возможности заниматься этой работой.

– Хорошо, – постановил судья. – Поскольку закон беспристрастен и никто не должен страдать больше, чем ему положено, и поскольку все общество обретает и теряет вместе со своими членами, приведите человека, нуждающегося только в одном глазе, – скажем, лучника, и удалите ему второй глаз.

И приговор был приведен в исполнение.

 

 

ПОМОГАЙ ЕГО ДРУЗЬЯМ...

 

Помогай Его друзьям, независимо от их обличия! Иначе придет день, и ты услышишь: 'Я был в нужде, и ты не помог Мне. Тот, кто помогает Моим друзьям, помогает Мне'.

 

Ибн аль-Ариф аль-Кадири

(цитируя традицию Пророка Мухаммада)

 

 

ПЛАТА И ТРУД

 

Как-то лошадь повстречала лягушку.

Лошадь сказала:

– Отнеси вместо меня это послание змее, и я отдам тебе всех мух, вьющихся вокруг меня.

Лягушка ответила:

– Плата мне нравится, но не могу сказать, что эта работа мне по силам.

 

 

РАСТЕНИЕ

 

У входа в дом Абдул Кадира Гилани однажды был выставлен горшок с цветком. Тут же была надпись: 'Понюхай и скажи, что это'.

Каждому вошедшему предлагались письменные принадлежности с просьбой написать ответ на эту задачу, если он пожелает.

В конце дня Абдул Кадир подал коробку с ответами одному из учеников. Он сказал: 'Ответившие 'роза' могут остаться, если пожелают, чтобы продолжить обучение. Те же, кто не написал ничего или что-либо еще, кроме 'роза', могут быть свободны'.

Кто-то спросил: 'Разве необходимо прибегать к поверхностным приемам, чтобы оценить пригодность к ученичеству?'

Великий Учитель ответил: 'Мне известны ответы, но я хочу показать всем остальным, что поверхностные проявления обнаруживают внутреннюю природу'. И он передал собравшимся список. В нем содержались имена всех, кто написал 'роза', хотя он и не видел их ответов.

Это иллюстрирует одно из значений фразы: 'Очевидное есть нить к достоверному'. То, что Абдул Кадир видел внутренне, могло быть явлено также и внешне. В этом смысле и на этом основании от учеников ожидается определенного рода поведение.

   

 

ПЕРЕДАЧА БАРАКИ

 

Абдул Кадир созвал в Багдаде всех своих приверженцев и сказал им:

'Я прошу вас никогда не забывать то, что я вам сейчас скажу, иначе вы