Идрис Шах

Путь суфиев (Часть 1)

или набожные люди. Ибо среди мыслителей и набожных всегда найдутся такие, которые в любом случае распознают его. Но те, кто имеет право и способны вступить на Путь, но не приучены к поведению мыслителей и набожных, могут отвергнуть Учителя, если он носит личину тех, кого они не понимают.

 

Наджи ад-дин Кубра

   

 

ПРИКОСНУТЬСЯ К ЗАЛАТАННОМУ ХАЛАТУ

 

Одно прикосновение к залатанному халату Совершенного Человека приносит величайшее из благ, доступных невозрожден-ной личности. Вы в огромном долгу перед таким человеком. Подобным же образом участие в собрании лже-суфиев высасывает из вас часть того, что составляет саму основу вашей жизни.

 

Халима Ханим

   

 

НЕБЕСНОЕ ЯБЛОКО

 

Ибн-Насир заболел, и, хотя до лета было далеко, ему очень захотелось съесть яблоко.

И вдруг Халладж сотворил яблоко.

Кто-то спросил:

– В этом яблоке есть червоточина. Как это может быть, что плод небесного происхождения поражен червяками?

Халладж пояснил:

– Он поврежден именно в силу своего небесного происхождения. Изначально он не был таким, но когда он очутился в сфере несовершенства, его, естественно, поразила болезнь, характерная для нашего мира.

 

 

 

 

 

ГЛАВА СЕДЬМАЯ. ПИСЬМА И ЛЕКЦИИ

 

Учителя проводят четкое разграничение между письмами и лекциями, предназначенными для подготовленной аудитории, и теми, которые обладают исключительно литературной, эмоциональной или культурной ценностью. Считается, что все учения суфиев, как правило, принадлежат только к своему времени. При этом знание, изложенное в письменной форме, всегда считалось неполноценным, как в смысле глубины, так и в отношении долговечности, поскольку 'все, что попадает во власть Времени, становится жертвой разрушительного воздействия Времени'. Следовательно, подобно волнам моря – излюбленному образу суфиев, – суфизм находится в процессе постоянного обновления, осуществляемого последовательным рядом учителей, являющих собой живой пример.

Учителя эти не только толкуют суфийские тексты древности; они отбирают, приспосабливают, вводят в оборот новые, и этим сохраняют активное функционирование литературного материала.

Ученикам может быть предписано ознакомиться с традиционной классикой суфизма, но также может быть предписано и игнорировать ее. 'Учебное расписание' для каждого круга и отдельного ученика составляется Руководителем; именно он отбирает выдержки из классиков, из писем и лекций, и те из традиционных обрядов, которые приложимы к определенной ступени развития общества, к определенной группе, к конкретному человеку.

Подобное использование имеющегося материала резко отличает суфийскую идеологию от любой другой из известных. Именно такое отношение помогло суфизму избежать окостенения, проявляющегося в виде институтов духовенства и традиционализма. Когда в группах, первоначально принадлежавших к суфизму, случается такое, их помешательство на фанатичном повторении определенных материалов служит предупреждением для будущих суфиев, что такая группа 'стала мирской'.

Нижеследующие тексты взяты из современных материалов и, по мнению суфиев из школы 'Замена преходящих материалов', приложимы к нынешнему состоянию человека.

Содержание этих материалов представляет собой антологию, начиная от трудов и высказываний самых древних учителей суфизма и до учений, основанных на принципах суфизма и появившихся уже в наши дни.

С точки зрения современной психологии, небезынтересно отметить, что учебные группы – как в суфизме, так и в других областях – неизбежно сталкиваются с ситуацией, представляющей своего рода вызов. Вызов заключается в том, утвердится ли группа уже в самом начале на удобных подпорках (как то: определенные упражнения, приемы, книги, авторитеты), или же обретет опору в самой себе, достаточно устойчивую, чтобы дойти до реальности за пределами внешних, социальных факторов.

Последнее всецело обусловлено составом группы. Если ее члены уже обрели прочное социальное равновесие, им не нужно будет превращать саму атмосферу изучения в источник устойчивости и одобрения. Если члены группы уже находят в чем-то физическое и интеллектуальное удовлетворение, им не нужно будет искать его внутри своей суфийской группы.

Именно искатели социального, интеллектуального и эмоционального равновесия оказываются безуспешными претендентами на суфийскую мудрость в истинных школах. Подражательские