Идрис Шах

Путь суфиев (Часть 1)

обнажил клыки и помчался навстречу стае. Через миг он уже пропал из виду, возвратившись к своим собратьям по естеству.

После этого и родилась пословица: 'Как волка ни корми, он все в лес смотрит'.

 

   

ОХОТНИК НА ДЫНИ

 

Жил-был на свете человек, который попал однажды в край, известный как Страна Дураков.

Там он увидел людей, убегавших в панике с поля, где они жали рожь. 'В поле появилось чудовище', – испуганно кричали они. Человек взглянул и увидел обыкновенную дыню.

Он предложил убить 'чудовище' и тем спасти их. Он срезал дыню, взял один кусок и стал есть. При виде этого люди перепугались еще больше, чем от дыни. Они набросились на него с вилами, крича: 'Он съест и нас в придачу, если мы не избавимся от него'.

Прошло время, и другой человек забрел в Страну Дураков, и с ним приключилась та же история. Но вместо того, чтобы спасать людей от 'чудовища', он согласился с ними, что 'чудовище' действительно представляет опасность, и вместе с остальными бежал с поля. Этим он приобрел их доверие. Он провел среди них долгое время, пока не сумел мало-помалу научить их истинам, которые позволили не только забыть страх перед дынями, но и самим разводить их.

 

   

ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО

 

Вследствие ряда недоразумений и совпадений мулла Насреддин в один прекрасный день очутился в приемном покое владыки Персии.

Шахиншаха окружала своекорыстная знать, наместники провинций, придворные и прочие лизоблюды. Каждый добивался, чтобы его назначили на пост главы посольства, посылаемого владыкой в Индию.

Наконец, терпение владыки иссякло, и он обратил свой взор к небу, мысленно призывая оттуда помощь в разрешении этого вопроса. Когда он вновь опустил глаза, его взгляд упал на муллу Насреддина.

– Вот этот человек будет послом, – объявил он, – а теперь оставьте меня.

Насреддина облачили в роскошные одежды и выдали ему огромный сундук с рубинами, алмазами, изумрудами и бесценными произведениями искусства. Это был дар Шахиншаха Великому Моголу.

Но придворные не смирились с таким оборотом дела. Объединенные чувством оскорбленного достоинства, они решили добиться падения муллы. Сначала они ворвались в его покои и выкрали драгоценности, которые поделили между собой, заменив их таким же количеством земли. Затем они вызвали Насреддина, желая воспрепятствовать успеху его миссии, доставить ему массу неприятностей, а заодно и обесчестить своего нового начальника.

– Слава тебе, великий Насреддин, – лицемерно запели они. – Человек, которого назначил Источник Мудрости, Павлин Мира, должен быть воплощением мудрости. Поэтому мы приветствуем тебя. Но, мы хотели бы дать тебе несколько советов, насколько позволяют наши знания о поведении дипломатических посланников.

– Я был бы крайне признателен вам, – ответил мулла Насреддин.

– Ну так вот, – сказал глава заговорщиков. – Во-первых, ты должен вести себя смиренно. И в доказательство своей скромности ты не должен выказывать никаких знаков самоутверждения. Когда ты вступишь на землю Индии, ты должен посетить как можно больше мечетей, собирая в них деньги для себя. Во-вторых, ты должен соблюдать придворный этикет страны, в которой находишься. В связи с этим ты должен величать Великого Могола 'Полной Луной'.

– Но разве это не титул персидского влыдыки?

– Да, но не в Индии.

Насреддин отправился в путь. Персидский владыка предостерег его перед дорогой:

– Будь осторожен, Насреддин. Соблюдай этикет, ибо Могол – могущественный правитель, и мы должны произвести на него хорошее впечатление и ни в коем случае не задеть его.

– Меня отлично подготовили, Ваше Величество, – ответил Насреддин.

Как только он вступил на территорию Индии, он направился в первую же мечеть, и, взгромоздившись на кафедру, завопил: 'О люди! Перед вами представитель Тени Аллаха на Земле! Оси Мира! Несите сюда деньги, ибо я произвожу сбор пожертвований'.

Это он повторял в каждой мечети, попадавшейся ему на пути от Белуджистана до столицы империи Дели.

Так он собрал огромные деньги. 'Делай с ними, что хочешь, – советовали его притворные советчики, – ибо они – результат интуитивного роста и благосостояния, и потому случай их использовать представится сам собой'. Их единственной целью было превратить Насреддина в посмешище за подобное 'бесстыдное' требование денег. 'Святой должен довольствоваться своей святостью, – надрывался Насреддин в одной мечети за другой. – Я не даю