Идрис Шах

Путь суфиев (Часть 1)

внимание в соответствии с возможностями.

 

 

ОБ УЧЕНИЧЕСТВЕ

 

На Дервишском Пути ученичество является неотъемлемым требованием. Но необходимо установить различие между людьми, которые только воображают, что должны стать учениками, – это те, в ком пробудилась скрытая алчность, – и теми, кто действительно может стать учеником, а также где и когда эта ступень ученичества может принести пользу.

 

 

ОБ УЧИТЕЛЬСТВЕ

 

Метод, которым пользуется Учитель, часто непонятен для учеников. Обычно это происходит потому, что они стараются понять механизм данного процесса, тогда как на самом деле они крайне нуждаются в его благотворных следствиях. Без них они никогда не смогут понять и сам механизм.

 

 

О ТОВАРИЩЕСТВЕ

 

Есть товарищество человеческое и товарищество передачи. Те, кому недостает семьи или других форм товарищества, будут искать их даже тогда и там, где объединение в группу служит целям передачи. Мало кто знает об этом, отчасти потому, что одно и то же слово [товарищество] обычно используется для обозначения этих двух совсем разных состояний.

 

 

О КНИГАХ

 

Замечания, имеющие ограниченное применение, часто рассматриваются как имеющие общий или универсальный характер. Когда Учитель говорит: 'Остерегайтесь книг', он имеет в виду конкретную аудиторию и конкретный момент. Но если ученики превратно понимают его слова и сохраняют книги в качестве ключа к пониманию, или же впадают в другую крайность, заявляя: 'Учитель отвергает книги, и в силу этого мы будем отвергать их все и всегда', – то только они сами виноваты в этом.

 

 

ОБ УПРАЖНЕНИЯХ

 

Алчность является преобладающей, хотя и хорошо скрытой, чертой характера тех, кто мнит упражнения вратами к познанию. Они столь же важны, как палец или два на руке, но столь же бесполезны, взятые отдельно.

 

 

О ВНЕШНЕМ

 

Обычные люди судят о человеке не по его внутренним достижениям, а по поступкам, внешнему виду и по тому, что о нем говорят. Такой метод, однако, годится только для суждений определенного характера, но непригоден в других случаях. Например, человек с остроконечной тростью не обязательно убийца, он может быть, скажем, погонщиком слонов. Избранные зачастую игнорируют общепринятые каноны внешнего поведения, дабы не испытывать влияния поведения толпы с ее искусственными критериями, а иногда также и чтобы показать тем, кто не утратил способность видеть разницу между внешним и внутренним, что поведение, рассматриваемое само по себе, не является мерилом внутреннего достоинства.

 

О ВЕРЕ И РЕЛИГИИ

 

Те, кого считают верующими или религиозными людьми и кто, в силу привычки, неспособен ни на какое иное поведение, могут быть названы религиозными, но никогда – имеющими веру. С другой стороны, если это вера, то придется ввести новое слово для обозначения той веры, которая не является результатом влияния родителей или окружения.

 

 

О ЛЮБВИ

 

То, что обычно называют любовью, может иметь пагубные последствия для самого любящего и для объекта его любви. В таком случае суфий не может назвать причину любовью, но называет ее 'привязанностью', при которой тот, кто испытывает привязанность, не способен ни на какое другое поведение. Любовь не только бывает различной интенсивности, но также имеет различные уровни. Человек, считающий, что любовь означает только то, что он чувствовал до сих пор, тем самым лишает себя всякой возможности испытать когда-либо подлинную любовь. Но тот, кто действительно испытал подлинную любовь, никогда не придет к тому ошибочному выводу, что она совпадает с физической любовью или с любовью-привязанностью.

 

 

ОБ УЧЕБЕ В МИРУ

 

Суфизм – это учеба, лишенная схоластики. Учебный материал черпается практически из любой сферы человеческого опыта. Его книги и перья – здесь же, рядом, и не имеют ничего общего даже с самыми незначительными представлениями схоласта или фанатика. Но поскольку молитвы, усилия и книги также являются частью этого учебного процесса и поскольку суфийские учителя называются 'Учителями', это явление особого общения зачастую смешивается с академической или подражательной учебой. Таким образом, имеется 'Суфийская Учеба' и 'обычная учеба' – две совершенно разные вещи. Это выглядит точно так же, как если бы одним и тем же словом обозначались 'мышь' и 'слон'. До известных