Идрис Шах

Путь суфиев (Часть 1)

народов, которые ревниво оберегают ее, не осознавая, что данная ее форма соответствует их внутренним запросам. Она не может быть унаследована в той же форме, в силу разницы в мышлении между различными группами. Она не может быть истолкована иначе, ибо должна произрасти заново.

Явить ее снова могут лишь те, кто способен действительно постичь ее в любой человеческой форме, религиозной или иной.

Опыт этого постижения совсем не таков, каким его считают люди. Человек, просто считающий это верным в силу логической убедительности, и человек, познавший это в сердце, – не одно и то же'.

Ходжа Салах ад-дин

 

ТЕПЕРЬ, КОГДА Я МЕРТВ

 

Теперь, когда я мертв, можно дать вам кое-что из истины суфиев. Попади это знание к вам, прямо или косвенно, когда я осязаемо был среди вас, все вы, за малым исключением, удовлетворили бы свою жажду и страсть к чудесам, и только.

Знайте же: то, что Учитель-суфий делает ради мира и для людей, и большое, и малое, часто скрыто от постороннего наблюдателя.

Учитель-суфий прилагает свои силы, чтобы учить, исцелять, делать людей счастливыми и тому подобное, вполне обоснованно применяя эти силы. Если он не являет перед вами чудеса, это не значит, что он не творит их. Если он отказывает вам в своей благой помощи в той форме, в какой вы желаете ее получить, это не потому, что он бессилен. Он помогает вам в соответствии с вашими достоинствами, а не в ответ на ваше требование. У него есть более высокая задача – ее он и выполняет.

В жизни многих из вас произошли изменения, многие были избавлены от опасностей, многим предоставлялись возможности – ни в чем вы ни разу не усмотрели благой помощи. И тем не менее вы получали эту помощь.

Многие из вас, кто мечтает о жизни более насыщенной, совсем бы лишились ее, если бы не усилия Общины Друзей. Для многих из вас, кто беден, богатство явилось бы проклятием. Многие из вас до сих пор богаты лишь благодаря присутствию Человека Мудрости. Многие из вас, посещавшие мою школу, считают меня своим Учителем. На самом же деле вы лишь физически присутствовали на наших собраниях, тогда как учеба ваша происходила в другом собрании.

Все это настолько чуждо вашему обыденному мышлению, что вы пока что не в состоянии принять это.

Моей задачей было помочь вам во благо. Помочь вам ощутить это благотворное воздействие – задача других.

Ваша трагедия в том, что, ожидая, что я снизойду до чудес и произведу в вас ощутимые перемены, вы измыслили чудеса, которые я не совершал, и развили в себе преданность ко мне, которая совершенно бесполезна. Вы увидели 'перемены', 'помощь' и 'уроки' там, где их не было. Тем не менее и 'перемены', и 'помощь', и 'уроки' имеются. Вам остается найти, в чем же они заключаются. Если вы продолжаете мыслить и действовать так, как указал вам я, вы работаете со вчерашним материалом, уже использованным.

Мирза Абдул-Хади Хан

из Бухары

 

БАРАКА

 

Вы, говорящие о бараке, можете быть врагами бараки. А то, что человек может оказаться врагом того, что он хочет любить, свойственно природе человека – но только человека определенного сорта.

В просторечье барака означает нечто, что, благодаря божественному влиянию, дает человеку безопасность. Это верно, но безопасность только для определенной цели. Помимо того, говоря обыденным языком, люди стараются воспользоваться баракой, чтобы получить нечто для себя. Это самая натуральная алчность. Суеверные испрашивают бараку у могилы святого. Она действительно тут, но то, что они получают, не есть барака, за исключением случаев, когда побуждение просящего правильно.

Барака пребывает как в вещах, так и в людях, но достается лишь достойным. Для практических целей барака вообще не существует.

Когда нет истинной бараки, жажда человека к ней настолько велика, что его эмоциональность приписывает качество бараки своим надеждам и страхам. Так, испытывая горечь, печаль, сильные эмоции, он называет это баракой. Особенно часто с баракой ошибочно отождествляется чувство, порожденное чем-то знакомым, надежным, возбуждающим.

Но лишь суфии имеют истинную бараку. Они служат ее проводником, как роза служит проводником своего аромата. Они могут дать вам бараку, но только если вы преданы им, что значит быть преданным тому, чему они служат.

Если вы ищете бараку, друг мой, ищите суфия. Если он покажется вам грубым, значит, он прямолинеен, и это и есть его божественная барака. Если вам не хватает воображения,