Идрис Шах

Путь суфиев (Часть 1)

также могли познать и развить молитву в самих себе.

Писаная молитва бессмысленна.

 

   

СМЫСЛ КУЛЬУРЫ

 

Суфийское понимание культуры иное, нежели понимание обычного человека, суживающего смысл этого понятия.

Шейх Абу Наср Саррадж называет следующие три формы культуры:

Светская культура – простое приобретение информации, взглядов и учености общепринятого толка;

Религиозная культура – монотонное следование законам и предписаниям, соблюдение общепринятых этических норм поведения;

Суфийская культура – самоусовершенствование, различение существенного, сосредоточение и медитация, расширение внутреннего опыта, следование Пути Искания и Близости.

 

 

ЧЕМУ УЧИТ СУФИЗМ

 

Суфизм учит, как очистить свое 'я', как укрепиться в нравственности и построить свою внутреннюю и внешнюю жизнь так, чтобы достичь вечного блаженства. Его предметом является очищение души, а целью – достижение вечного счастья и благословенности.

 

Шейх аль-Ислам Закарийа Ансари

 

   

ОТБОР

 

'Истифа' ('Отбор') есть удаление из сердца всего, что не относится к исканию совершенства. Это похоже на то, как если представить себе, что человек пуст и что на мгновение все мысли покинули его и в это время в него вливаются истинные мысли.

 

   

КАКИМ СПОСОБОМ ОНИ ПРЕПОДНОСЯТ СВОЕ УЧЕНИЕ

 

Не ждите, что способ, каким они преподносят свое учение, будет полностью вписываться в рамки вашего обычного понимания. Жемчужину можно носить и в кошельке из кожи. Но невежда выкрикивает: 'Эта четырехугольная штука с клапаном совсем не похожа на ожерелье, которое мне описывали'.

Ариф Йахйа

Когда Низамаддина Авлийа спросили, почему один известный суфийский шейх на взгляд постороннего совсем не похож на религиозного благочестивого человека, он ответил: 'Цари хранят свои сокровища в одном из двух мест. Первое, и наиболее очевидное, – это охраняемая палата во дворце, которая может быть взломана, разграблена или захвачена силой. Второе место, более надежное, – в земле, среди развалин, где никому не придет в голову их искать'.

 

   

ВЗЫВАНИЕ ОСМАНА С ЗАПАДА

 

О, Мустафа, О Мустафа,

Райс-и-Караван-и-ма! (Совершенный, Совершенный, Предводитель нашего Каравана!)

Во Имя Друга!

Ху! Друг!

Мы говорим Ху, обращаясь к Цепи Передачи, к предводителям Орденов, к борцам за Истину, к дервишам присутствующим и отсутствующим.

Ху!

Мы взываем к мощи Бараки Общины и Великих Товарищей, да снизойдет она на наше собрание.

Ху!

Мы посвящаем нашу деятельность в этот день Сокровеннейшему Сознанию во всех формах его бытия!

Ху!

Великое Обращение начинается.

   

 

ВЕЧНЫЙ СУФИЗМ

 

Беспрерывно, в честь Друга – мы пили вино до сотворения вина.

 

Ибн аль-Фарид

   

 

СЕМЯ СУФИЙСКОГО ЗНАНИЯ

 

Истинное семя было сотворено во время Адама.

Чудо жизни, существования.

Оно дало ростки при Ное.

Чудо роста, высвобождения.

Ко времени Авраама оно раскинуло ветви.

Чудо распространения, упрочения.

Век Моисея стал свидетелем появления винограда.

Чудо плода.

Время Иисуса было временем созревания урожая.

Чудо вкушения, радости.

При Мухаммаде произошло выжимание чистого вина.

Чудо достижения, преображения.

 

Байазид Бистами

 

В ПРИСУТСТВИИ МУДРЕЦА

 

Даже если вы только присутствовали, молча, на собрании под руководством Мудреца, вы приобрели такой внутренний потенциал, какой вашему обычному воображению и не снился.

 

Мирза Асим

 

 

ЦЕЛЬ

 

Сокровенный смысл существования подобен жизни дерева.

И глубоко сокрытый плод его – это человек, о Учитель.

Назначение побега – о пребывающий без Учителя – это спелый плод, а не просто лишь еще одно дерево.

 

Аблахи Мутлактар

 

 

ПРИНЦУ

 

О счастливая судьба! Ты облагородил мой ум;

Этой книгой ты вознес меня.

Не я решил: быть тебе спутником моего состояния.

Ты раскрыл дверь моих владений.

Ты явил мне сокровище водительства.

Мы вместе вошли в ту весть, что послал ты Царю.

Когда ты удержал меня от иллюзорных мечтаний,

Я нашел слова об этой