Идрис Шах

Путь суфиев (Часть 1)

 

Хадрат Муин ад-дин Чишти

 

   

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

 

Есть две вещи: благо и то, что должно стать благом, – реальность и псевдореальность. Есть Бог и есть человек.

Если человек стремится к истине, он должен иметь соответствующие качества для ее восприятия. Он не знает этого. Следовательно, веря в существование Истины, он заключает, что этого достаточно, чтобы быть в состоянии воспринять ее. Это не согласуется с жизненным опытом, но в это продолжают верить.

К примеру, когда я уйду, люди начнут пользоваться составными элементами того, что было тщательно настроено в качестве средства для достижения истины, используя это в качестве, так сказать, заклинания или талисмана с целью открыть врата. Они будут исполнять и слушать музыку, рассматривать рисованные узоры, будут собираться вместе – просто потому, что они видели, как все это делалось.

Но искусство заключается в правильном сочетании элементов, которые помогают сделать человека достойным прикосновения к подлинной Истине, а не в их бледном копировании.

Помни всегда, что наука о построении моста между внешним и внутренним крайне редка и передается лишь нескольким избранным. Неизбежно будет много таких, кто предпочтет убедить себя в реальности второстепенного опыта, а не искать передатчика сущности.

 

Хадрат Муин ад-дин Чишти

 

   

ТАЙНА СУФИЕВ

 

Эта песня на урду известна среди последователей Сейида Мир Абдулла Шаха, святого чишта XIX века, храм которого находится в Дели. Цель ее – показать, что суфиев можно узнать по чему-то такому, что присуще всем им, но что выразить бессильны все наименования, ритуалы или регалии – хотя все это имеет некоторое отношение к таинственному внутреннему единству бытия.

Я вижу свободного человека, сидящего на земле.

Играет он на дудочке, вся одежда в заплатах, руки

почернели от труда.

Неужели это один из Великих Избранных?

Да, о мой Друг, это Он!

 

Три волны одного моря. Три царя в платье нищего.

Неужели это Высшие Избранные?

Да, о мой Друг, все это Он!

Все ОН, все ОН, все ОН!

Мусульманин, индус, христианин, иудей и сикх.

Братья в сокрытом смысле – однако кто знает это

внутренне?..

О Товарищи Пещеры!

Почему топор, чаша для подаяния?

Почему овечья шкура, рог и шапка?

Почему камень на поясе? Пойми: когда в твоей крови

течет вино.

 

Все – Он, мой Друг, все Он!

Ты держишь путь к вершинам гор?

Ты сидишь в храме?

Ищи его, когда приходит Учитель,

Ищи драгоценный камень в копях.

Все – Он, мои друзья, товарищи, ВСЕ – ОН!

 

Шейх Саади Баба,

султан Ариф Хан,

шах Валиуллах аль-Амир

 

 

 

 

ОРДЕН КАДИРИЙА

 

Этот 'Путь' был сформулирован и претворен в жизнь последователями Абдул Кадира из Гилана, родившегося в Нифе в области Гилани, к югу от Каспийского моря. Терминология, которой он пользовался, весьма напоминает терминологию розенкрейцеров в Европе.

Хадрат ('Присутствие') Абдул Кадир разработал систему вызывания духовных состояний, названную Наукой Состояний. Под пером последователей его деяния приобрели настолько преувеличенный характер, что описание его личности имеет мало общего с его собственным определением облика суфийского Учителя.

Излишне пылкое увлечение экстазопорождающими приемами, несомненно, является причиной вырождения организаций ордена Кадирийа. Это общий удел многих энтузиастов, когда достижение измененного состояния сознания становится целью, а не средством, находящимся под должным контролем специалиста.

Приводимые выдержки содержат учебный материал ордена Кадирийа, а также несколько острых замечаний самого Абдул Кадира.

Подобно Джалалуддину Руми, Абдул Кадир уже в раннем детстве проявлял ярко выраженные сверхъестественные способности, и его жизнеописания изобилуют упоминаниями подобных случаев.

   

 

РОЗА БАГДАДА

 

Все дервиши используют розу ('ward') в качестве эмблемы и символа рифмующегося с этим словом слова 'wird' ('упражнения на сосредоточение').

С Абдул Кадиром, основателем ордена Кадирийа, произошел следующий случай, принесший ему титул Розы Багдада.

Рассказывают, что Багдад настолько изобиловал мистикамиучителями, что когда Абдул Кадир прибыл в этот город, они решили направить ему послание.