Идрис Шах

Путь суфиев (Часть 1)

извечном соглашении, Договоре, то что-то из трех не то: учитель, ученик или обстоятельства. Именно поэтому мы не можем обойтись без живого Учителя, пробуждающегося ученика и правильных обстоятельств.

Но даже эти мои замечания дойдут лишь до тех, до кого они могут дойти. Их физическая оболочка составляет лишь ничтожную часть их подлинной сути. Вникайте в нее с помощью Учителя, не в одиночку.

 

Хаджи Бахааддин,

дервиш из Бухары

 

   

ЗНАНИЕ – ДЕЙСТВИЕ – ЛЮБОВЬ

 

Любовь есть Путь к Истине, Знанию, Действию.

Но лишь те, кому известна истинная любовь, способны приблизиться к ним путем любви. Другие же принимают некоторые иные чувства за истинную любовь.

Беспомощнее всего те, кто идеализирует чувство любви и пытается приблизиться к ней, будучи не в состоянии что-либо дать ей или получить от нее.

Истина есть Путь к Любви, Знанию, Действию. Но лишь те, кто способен найти настоящую Истину, могут воспользоваться ее Тропой как Путем. Другие (которые не правы уже только потому, что их большинство) воображают, что им доступна Истина, хотя даже и не ведают, где ее искать, поскольку то, что они называют истиной, есть нечто второстепенное.

Знание есть Путь к Действию, Любви, Истине. Но поскольку это вовсе не то знание, каким представляют его себе люди, они не извлекают из него никакой пользы. Оно везде, но они не могут заметить его, и взывают к нему, а оно все время рядом с ними.

Действие также есть Путь. Путь к Любви, Истине, Знанию. Но какое действие, где и когда? С кем и с какой целью? Какого рода то действие, которое мы имеем в виду, говоря, что оно есть Путь? Оно таково, что человек может совершить его, сам того не осознавая. С другой стороны, он, как правило, бывает настолько поглощен действиями иного рода, что не в состоянии совершить нужное правильное действие.

Итак, хотя и рискуя оказаться неверно понятыми в этом утверждении, мы утверждаем как объективный факт следующее: Благословенная Истина озарила Учителей пониманием знания Путей. Так оставим же свой лепет, – мол 'я жажду Любви', 'я стремлюсь к Знанию', 'я взыскую Истины', 'моя цель – Действие', – разве только мы захотим показать себя людьми, не имеющими подлинной цели.

Любовь есть Действие; Действие есть Знание; Знание есть Истина; Истина есть Любовь.

 

Рауф Мазари,

'Ниази'

 

 

СИМВОЛЫ

 

Человек есть символ. Так же и каждый предмет или рисунок является символом. Нужно проникнуть за внешнее значение символа, иначе вы погружаетесь в сон. В символе заключен замысел, который совершает движение. Познайте этот замысел. Для этого вам необходим Руководитель. Но прежде чем он сможет помочь вам, вы должны научиться проявлять честность в отношении цели своих поисков. Если ваша цель – истина и знание, вы достигнете ее. Но если вы ищете чего-то ради себя и только, вы можете получить это и утерять все ваши высокие возможности.

 

Ходжа Пулад

из Эривани

 

ТОЛЬКО ЭТО ПРАВИЛЬНО

 

Когда суфий говорит: 'Только это правильно', он подразумевает: 'Для данного времени, данного лица и данной цели мы должны сосредоточить на этом все свое внимание, как будто только это является правильным'.

Этим суфий учит вас настолько же непреложно, как и школьный учитель, когда тот говорит: 'Это А, а это Б, и это абсолютная истина для вас на данной ступени нашего изучения'.

Таким путем человек выучивается буквальному. Таким путем он выучивается метафизическому.

Чувствительные, но не могущие распознавать реальность люди часто упрекают суфиев за такое поведение, поскольку у них самих отсутствует терпение и желание сотрудничества. Если вы не даете работнику возможности делать свое дело, вряд ли справедливо обвинять его в чрезмерном погружении в него.

Помните, если собака лает и это раздражает вас, она может предупреждать вас об опасности – тогда как вы полагаете, что она лает на вас. Вы ее неправильно понимаете.

 

Хаким Тахирьян

с Кавказа

 

ЕДИНСТВО ЗНАНИЯ

 

То, чему я научился как суфий, есть нечто, чему человек не может поверить на основании того, чему его учили прежде. Вот простейшая вещь, которую необходимо усвоить в суфизме и которая является одной из наиболее трудных для рядового мышления. Это следующее:

'Все религиозные проявления суть вариации единой истины, более или менее искаженные. Эта истина проявляется среди разных