Идрис Шах

Путь суфиев (Часть 1)

Хатим-Тай: 'Он – Величайший Шейх'.

Умалчивая о причине своих поисков, Джафар отыскал семью Тай в Мурции и осведомился об их сыне. Оказалось, что когда Джафар покинул дом в поисках Учителя, Мохи ад-дин находился в Лиссабоне. В конце концов, он отыскал его в Севилье.

– Вот Мохи ад-дин, – сказал ему один священник. Он указал на мальчишку-школьника с книгой Священного Писания под мышкой, спешившего из лекционного зала.

Джафар растерялся, но остановил мальчишку и спросил:

– Кто является Величайшим Учителем?

– Мне нужно время, чтобы ответить на этот вопрос, – сказал тот.

– Ты единственный Мохи ад-дин, сын аль-Араби, из рода Тай? – спросил Джафар.

– Да, это я.

– Тогда ты мне не нужен.

Тридцать лет спустя, в Алеппо, он очутился в лекционном зале Величайшего Шейха Мохи ад-дина аль-Араби, из рода Тай. Мохи ад-дин заметил, как он вошел, и сказал:

– Теперь, когда я готов ответить на вопрос, поставленный тобою, нет необходимости задавать его. Тридцать лет тому назад, Джафар, я не был тебе нужен. По-прежнему ли я не нужен тебе? Когда-то Зеленый указал на нечто неправильное в твоих поисках – время и место.

Джафар, сын Йахйа, стал одним из наиболее продвинувшихся учеников аль-Араби.

   

 

ВИДЕНИЕ В МОСУЛЕ

 

Некий ищущий, хорошо освоивший искусство вызывания особых внутренних состояний, все же испытывал большие трудности в их конструктивном истолковании. Он обратился к великому шейху Ибн аль-Араби за разъяснением сна, глубоко потрясшего его во время пребывания в Мосуле (Ирак).

Во сне он видел высокого Учителя Маруфа из Керха, сидящим как бы посреди адского пламени. Но как мог святейший Маруф оказаться в аду?

Ищущему недоставало правильной оценки своего собственного состояния. Ибн аль-Араби, узрев внутреннее 'я' ищущего и его неутонченность, понял, что существенным элементом сна было видение Маруфа, окруженного огнем. Неразвитой частью сознания огонь был истолкован как нечто, поглотившее великого Маруфа. Истинное же его значение было – преграда между состоянием Маруфа и состоянием ищущего.

Если бы ищущий захотел достичь состояния, тождественного состоянию Маруфа, – сферы постижения, символизированной фигурой Маруфа, – ему пришлось бы пройти сквозь сферу, обозначенную в видении окружающим фигуру огнем.

С помощью этого истолкования ищущий сумел оценить свое состояние и подготовить себя к дальнейшему неизбежному постижению.

Ошибка заключалась в предположении, что фигура Маруфа была Маруфом и что огонь был адским пламенем. Признаком Истинно Направленных является не только Накш (Вызывание образа), но и правильное истолкование этого образа; искусство, называемое Тасвир (Осмысление картины).

   

   

ТРИ ВИДА ЗНАНИЯ

 

Ибн аль-Араби из Испании передал этот древнейший закон своим последователям.

Существуют три вида знания. Первое – это знание интеллектуальное, которое по существу есть просто информация и собирание фактов, используемых для выведения дальнейших умозаключений. Это интеллектуализм.

Вторым идет знание состояний, включающее как эмоциональные переживания, так и необычные состояния сознания, когда человек полагает, что воспринимает нечто высшее, но не может использовать его. Это эмоционализм.

Третье – это истинное знание, называемое Знанием Реальности. Человек, обладающий этим видом знания, способен различать, что является правильным и истинным, поверх границ мысли и чувства. Схоласты и ученые сосредотачиваются на первой форме знания. Эмоционалисты и эмпирики пользуются второй формой. Остальные пользуются обеими вместе, либо то одной, то другой.

Но люди, постигающие истину, – это те, кто знает, как воссоединяться с реальностью, которая простирается поверх этих обоих видов знания. Таковы истинные Суфии, Дервиши, которые Постигли.

   

 

ИСТИНА

 

Она поставила в тупик всех знатоков ислама,

Всех изучавших Псалмы,

Всех еврейских раввинов,

Всех христианских священников.

   

ВЫСШАЯ ЛЮБОВЬ

 

Обыкновенный влюбленный поклоняется вторичному явлению. Я люблю Реальность.

   

 

ОСОБАЯ ЛЮБОВЬ

 

Как полная луна рождается из ночи,

так меж распущенных волос рождается ее лицо.

Печалью сотворен сей облик дивный:

глаза в слезах, стекающих на щеки –

словно черный нарцисс одиноко плачет, окропляя розу.

Земные красотки притихли;