Идрис Шах

Путь суфиев (Часть 1)

школы (сознают они это или нет) пользуются внешними приемами суфиев – как, например, приводимые письма и лекции, – но функционируют как переодетые социально-психологические группы. Такую весьма ценную, хотя и лишенную какого бы то ни было 'суфизма' деятельность, нельзя признать исканием 'высшего знания о человеке'.

Это, однако, не означает, что любой кандидат с первого взгляда распознает в группировках подражателей, принимаемых многими за настоящих суфиев, чисто социальные образования. Например, если начинающий сам нуждается в одобрении, острых переживаниях, катарсисе, социальном и психологическом равновесии, он наверняка без колебаний и с благодарностью примкнет именно к такой низшей форме деятельности.

Это происходит по той причине, что его внутреннее состояние соответствует тому, что фактически предлагает данная группа, а не тому, что может предложить суфизм.

Кроме того, по традиции группы ищущих собираются с целью сохранения теории и практики суфизма, в надежде, что их стремление будет вознаграждено появлением истинного Учителя. Такой подход к изучению более опасен, чем обычно предполагают, поскольку, если группа в основном состоит из членов, пользующихся учением в низших психологических целях, то вся группа будет терять способность и желание обращаться к более высоким уровням учения.

В подобных случаях естественный рост социального самосознания в группе пресекает духовное устремление. Лишь пополнение группы людьми различных типов, с целью хотя бы восстановить в ней естественное разнообразие, может как-то обновить ее возможности. Но социальная группа подобного рода уже по определению враждебна к такому пополнению: люди, образ мышления которых отличается от принятого в группе, рассматриваются как чуждые и нежелательные.

 

   

ЧТО ТАКОЕ СУФИЗМ?

 

Вопрос не в том, 'что такое суфизм', но: 'Что можно сказать или поведать о суфизме?'

В подобной постановке вопроса больше смысла, потому что прежде всего важно знать состояние вопрошающего, с тем, чтобы сообщить ему то, что будет ему полезно. Вот почему Пророк (Мир и Благо Ему!) сказал: 'Говорите с каждым в соответствии с его пониманием'.

Если способность понимания у вопрошающего отсутствует или получила неправильное направление, вы можете причинить ему вред, дав даже чисто информативные сведения о суфизме.

Вот пример. Задается вышеуказанный вопрос. Вы отвечаете: 'Суфизм есть самоусовершенствование'. Спросивший придаст слову 'самоусовершенствование' такой смысл, какой он привык в него вкладывать.

Если вы подойдете к истине с другой стороны и скажете: 'Суфизм есть неслыханное сокровище', алчные и невежественные начнут домогаться его в силу своего понимания термина 'сокровище'.

Но не обманывайтесь относительно того, что если вы облечете ваш ответ в философскую или религиозную форму, религиозный человек или любитель философии не впадет в такую же ошибку алчности, считая, что понял смысл сказанного вами.

 

Идрис ибн-Ашраф

 

 

ПАМЯТОВАНИЕ

 

Когда мы говорим: 'Вы капля воды из безбрежного Океана', – мы имеем в виду и вашу нынешнюю личность, как отдельную каплю, и все ваши прошлые личности, как последовательные капли и волны, и также те великие узы, которые связывают все эти фазы со всеми остальными каплями, равно как и с великим Целым. Упоминая Целое, если это делается в смысле величия этого Целого Океана, мы не забываем коснуться и величия капли в ее потенциальном аспекте как сознательной частицы этого Океана.

Чтобы понять взаимосвязь капли и Океана, мы должны перестать мыслить в терминах, выражающих наше понимание интересов капли.

Сделать это мы можем, лишь отбросив свое представление о себе и вспомнив, кто мы были в прошлом, в то же время помня, кто мы сейчас, кто мы в действительности; ибо взаимосвязь с Океаном лишь приостановлена, но не разорвана. Именно эта приостановка является причиной, породившей наши странные вымышленные представления-заменители о самих себе, и делает нас слепыми перед лицом истинной реальности.

Упражнения по воспроизведению в памяти событий настоящего и недавнего прошлого предназначены для того, чтобы развить в нас способность возвращать память о еще более далеком прошлом, вспоминать то, что приостановлено или временно отставлено и к чему, неведомому для нас, так стремится наше сердце.

Если в итоге этого первоначального упражнения на вспоминание не удается пробить мост к воспоминаниям о нашем древнем,