Идрис Шах

Путь суфиев (Часть 1)

учил таким или другим способом, и подходит ли это мне?' – вы не сможете понять ответ достаточно глубоко'.

 

Чархи: 'Где бы ни была скрыта истина в вашем случае, ваш Учитель может помочь вам найти ее. Но если у него ко всем один и тот же подход, он не Учитель; во всяком случае не ваш'.

 

Самарканди (Ходжа-Акрар): 'Для каждого обмана или заблуждения имеется реальность, подделкой под которую они являются'.

 

Аль-Лахи: 'Мы не живем ни на Западе, ни на Востоке; мы не учимся на Севере и не учим на Юге. Мы не ограничены этими рамками, но порой вынуждены говорить так'.

 

Аль-Бухари: 'Путь может пролегать через каплю воды, но также и через сложные предписания'.

 

Захид: 'Когда вы встречаете суфия, который изучает или преподает нечто, что представляется вам далеким от духовности, знайте, что именно в этом заключена духовность данного времени'.

 

Дервиш: 'Когда время покоя – покой; когда время сотрудничества – сотрудничество; где нужно усилие – усилие. В должное время и место – то, что должно'.

 

Самарканди Аминии: 'От времени и места переходи к безвременности и безместности, к другим мирам. Там наше начало'.

Симаки: 'Если вы принимаете относительное за абсолютное, вы можете погибнуть. Лучше ничего не принимать, чем так рисковать'.

 

Сирхинди: 'Не говори только о Четырех Путях, или о Семидесяти Двух Путях, или о 'Путях, бесчисленных, как Души Людей'. Вместо этого говори о Пути и о достижении. Все подчинено этому'.

 

Масум: 'Дхат (сущность) проявляется только в понимании'.

 

Ариф: 'Но развиваться она может независимо от него. Люди, которых вы называете дервишами, имеют мало общего с вашими представлениями о них. Потому думайте лучше о Реальном. Оно похоже на то, каким вы его представляете'.

 

Бадауни: 'Вам не по силам разбить нас, если вы против нас. Но вы можете очень осложнить наши дела, даже когда вы думаете, что помогаете нам'.

 

Джан-и-Джанан: 'Человек способен приобщиться к Извечному. Но это происходит не посредством мысли, что он способен мыслить об этом'.

 

Дехлеви: 'В пространстве мы пребываем в каком-то месте. Не громозди опознавательных знаков вокруг него; используй лучше тот материал, который прилепился к этому месту, пока он еще тут.

 

Кандагари: 'Вы слышите мои слова. Знайте также, что имеются и другие слова помимо моих. Они не предназначены для восприятия физическим слухом. Поскольку вы видите только меня, вы воображаете, что нет суфизма отдельно от меня. Но мы здесь, чтобы учиться, а не чтобы собирать историческую информацию'.

 

Джан-Фишан: 'Вы можете следовать одному потоку. Поймите, что он ведет к Океану. Не путайте поток с Океаном'.

 

 

ЧУДЕСА И ФОКУСЫ

 

Бахааддина однажды посетил странствующий каландар. Он вызвался показать чудеса в доказательство того, что он – представитель величайшего из всех мистических учителей.

Аль-Шах сказал:

– Наша бухарская община отличается тем, что возникновение и поддержание веры здесь ни в малейшей степени не зависит от необычных событий, называемых чудесами. Но для тебя будет ценно продемонстрировать свое мастерство перед собранием дервишей, а также всех тех, кто нас посещает.

И он распорядился, чтобы представление неизвестного каландара состоялось в день ближайшего праздника.

Целый день каландар творил одно чудо за другим. Он воскрешал мертвых, ходил по воде, заставлял говорить отсеченную голову – чудесам не было конца.

Бухарцы были потрясены. Некоторые утверждали, что каландар – подмастерье дьявола, так как они не желали перенимать его образ жизни или признавать за ним благотворные силы. Некоторые из случайных поклонников аль-Шаха провозгласили гостя 'новым Солнцем' и изъявили готовность последовать за ним в его монастырь, где бы он ни находился. Некоторые из недавно принятых учеников умоляли аль-Шаха явить сходные чудеса и тем показать, что и ему это по силе.

Три дня Бахааддин бездействовал. Затем, перед огромной толпой, он начал творить одно за другим то, что действительно могло быть названо чудом. Люди видели такое, во что с трудом можно было поверить. Они видели, слышали и трогали вещи, какие даже и не снились очевидцам чудес величайших святых всех времен.

Затем Бахааддин показал им, один за другим, секреты исполнения этих чудес и тем доказал, что это были всего-навсего фокусы.

– Те из вас,