Идрис Шах

Путь суфиев (Часть 1)

кто стремится к трюкачеству, пусть сам и занимается им, – сказал он, – ибо я занят более серьезным делом.

 

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 

Как-то ночью вор попытался пробраться через окно в дом. Но оконная рама не выдержала его веса, он рухнул на землю и сломал себе ногу.

Вор подал в суд на хозяина дома.

Но хозяин сказал:

– Судите плотника, который вставлял эту раму.

Плотник сказал:

– Виноват строитель. Он неправильно рассчитал проем для окна.

Когда привели строителя, тот сказал:

– Я ошибся из-за прелестной красотки, которая проходила мимо, когда я работал.

Женщину отыскали, и она сказала:

– В тот день я надела красивое платье. Обычно никто на меня и не смотрит. Виновато платье, раскрашенное в ослепительные цвета.

– Наконец мы нашли виновного, – сказал судья. – Найдите человека, который красил платье, и он ответит за причиненное вору телесное повреждение.

Нашли красильщика, им оказался муж этой женщины. А мужем ее оказался сам вор.

 

   

ЛОЖЬ

 

Однажды к суфийскому наставнику пришел человек и рассказал, как некий лжеученый работает со своими последователями.

– Это явный обманщик. Он велит своим ученикам 'думать ни о чем'. Легко сказать; притом на некоторых это производит сильное впечатление. Но ведь невозможно думать ни о чем.

Учитель спросил его:

– Зачем ты пришел ко мне?

– Чтобы показать абсурдность его обучения и поговорить о мистицизме.

– А может быть, чтобы удостовериться, действительно ли он обманщик?

– Нет, это мне и так ясно.

– Тогда, может, чтобы показать всем присутствующим здесь, что ты уже понимаешь больше, чем рядовой, легковерный человек?

– Нет. Я жажду ваших наставлений.

– Отлично. Лучшее наставление, какое я могу дать тебе, это – думай ни о чем.

Человек немедленно покинул общину, убежденный, что и этот наставник – обманщик.

Но на незнакомца, пропустившего начало разговора и вошедшего как раз в тот момент, когда Учитель произнес: 'Лучшее наставление, какое я могу дать тебе, это – думай ни о чем', – эти слова произвели глубочайшее впечатление.

'Думать ни о чем: какая великая мысль!'

И он остался до конца занятий, не услышав за это время ничего, что противоречило бы идее размышления ни о чем.

На следующий день один из учеников спросил Учителя, кто из этих двух прав.

'Никто, – ответил Учитель, – ибо им еще предстоит познать, что их жадность является завесой, преградой. Ответ, которого они ищут, не заключается в одном слове, в одной встрече, в одном простом решении. Только постоянно соприкасаясь с учением, ученик мало-помалу накапливает то, что со временем перерастает в понимание истины. Только так ищущий становится обретающим.

Учитель Руми говорил: 'К вам приходят два человека. Одному приснился рай, другому – ад. Они спрашивают, что из этого реальность. Каков правильный ответ? Ответ таков: присутствовать на беседах Учителя, пока не достигнута гармония'.

   

 

УЧЕНИЕ И КАРАВАНЫ

 

К шейху Ревгари пришел человек и долго и искренне умолял принять его в ученики.

Шейх говорил с ним о его жизни и проблемах, а затем отослал его обратно, сказав: 'Ты получишь ответ в должное время'.

Затем шейх позвал одного из своих старших учеников и сказал ему: 'Пойди в дом того-то и того-то (предполагаемого ученика) и, не упоминая моего имени, предложи ему безопасную и выгодную работу в своем караванном деле'.

Вскоре после этого от предполагаемого ученика пришло письмо: 'Прошу извинить меня за то, что больше не явился к вам, так как судьба была благосклонна ко мне и я получил превосходную работу у одного из самых богатых купцов нашего города, и теперь все свое время я отдаю этой работе, в интересах своей семьи'.

Не однажды шейх Ревгари правильно предсказывал, что люди, приходившие к нему, делали это вследствие постигшего их в жизни разочарования. Это не единственный пример такого его поведения в подобных случаях.

   

 

ВНУТРЕННЯЯ ПРАКТИКА

 

Каждый Совершенный Человек в некотором смысле идентичен любому другому, достигшему такого же состояния. Это означает, что ученик, правильно настроенный при помощи энергии Школы, может вступить в контакт со всеми Великими, подобно тому, как Они связаны друг с другом, минуя пространство и время.

Мы обновили сущность традиции Древних. Многие среди посвященных дервишей не