Идрис Шах

Путь суфиев (Часть 1)

Абадан. Там он встретил на редкость несчастного человека. Пораженный проказой, слепой, покинутый всеми он лежал на земле.

Бишр подошел к нему, положил его голову себе на колени и, испытывая жалость и сострадание, начал говорить слова утешения и человеколюбия.

Тогда прокаженный вдруг заговорил: 'Зачем, незнакомец, встал ты между мной и моим Господом? Есть у меня тело или нет, моя любовь к Нему неизменна'.

Бишр говорит, что этот урок он запомнил на всю жизнь.

Машгул добавляет: 'Смысл истории доступен лишь тому, кто понимает, что прокаженный предостерегал Бишра от потакания собственной сентиментальности, разрушающей человека, превращающегося в так называемого 'добряка'. 'Добро' есть то, что вы совершаете по своей воле, а не ради ублажения своей склонности к потаканию чувствам, преподаваемым другими под именем человеколюбия'.

 

Бишр ибн аль-Харит

 

   

ЗАЛАТАННОЕ ПЛАТЬЕ

 

Один иудей из Дамаска, читая священную книгу, натолкнулся в ней на имя Пророка.

Это ему не понравилось, и он стер имя. Но на следующий день он снова обнаружил его на том же месте. Иудей опять стер имя, и вновь на следующий день оно было там же.

Он подумал: 'Очевидно, это знак, что явился истинный Посланник. Поеду на юг в Медину'.

Он тотчас же отправился в путь, нигде не останавливаясь, пока не достиг города Пророка.

Прибыв в Медину, город для него совсем незнакомый, иудей очутился у мечети Пророка, когда в нее входил Анас, товарищ Пророка. Иудей сказал Анасу:

– Друг, отведи меня к Пророку.

Анас провел его в мечеть, полную рыдающих людей. Абу Бакр, Преемник, сидел во главе собрания. Старик подошел к нему, приняв его за Мухаммада, и обратился к нему со словами:

– О, избранный Посланник Господа, заблудший старик пришел к тебе с миром.

При звуке почетного имени Пророка из глаз присутствующих полились новые потоки слез. Старик совершенно растерялся и вымолвил:

– Я чужестранец и иудей и не знаком с обрядами Веры Повиновения Воле Аллаха. Сказал ли я нечто недостойное? Может, мне следовало сохранять молчание? Или же это предписано обрядом? Почему вы плачете? Если это обряд, я никогда прежде не слыхал о нем.

Омар, сподвижник Пророка, сказал:

– Не ты причина нашего горя. Но, о несчастный, ты должен узнать, что вот уже неделя, как Пророк покинул этот мир. Когда мы услышали его имя, горе вновь наполнило наши сердца.

Как только старец услышал это, он в отчаянии разорвал на себе одежды. Немного придя в себя, он сказал:

– Окажите мне одну-единственную услугу. Дайте мне хоть одно из платьев Пророка. Если я больше не смогу увидеть его, пусть хоть это будет у меня.

Омар ответил:

– Только госпожа Зохра может дать нам его платье.

Али сказал:

– Но она никого не желает видеть.

Все же они пошли к ней, постучали в дверь и объяснили причину своего прихода.

Госпожа Зохра ответила:

– Воистину правду говорил Пророк, когда незадолго до смерти он сказал мне: 'В наш дом придет путник, добрый человек, в сердце которого горит любовь ко мне. Он не встретит меня. Отдай ему, как бы от меня, это мое залатанное платье и от моего имени поклонись ему'.

Иудей надел платье и, прославляя ислам, попросил отвести его к могиле Прорка. На этом месте он отошел в мир иной.

 

Аттар,

'Илахи-Нама'

   

 

МОЛИТВА СААДИ

 

Делай со мной то, что достойно Тебя,

А не то, что достойно меня.

 

Саади,

'Гулистан'

   

 

ЗРЯЧЕЕ ОКО

 

Учебные залы и медресе, и ученые лекции,

кружки и монастыри –

Какая польза от них, если отсутствует знание и нет

ока зрячего?

 

Хафиз

   

 

ТОЧКА ЗРЕНИЯ ДЕРВИША

 

То, что ищут в молитве султаны –

Лишь видимое отражение того, что ищет в ней дервиш.

 

Хафиз.

 

 

 

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. УЧЕБНЫЕ ИСТОРИИ

 

'Учебные истории' предназначены для масс и являются частью внешней деятельности дервишей. Они рассчитаны на то, чтобы заложить основы знания о суфизме и его характерных методах мышления. Они редко используются в дидактических целях.

'Внутренние измерения' учебных историй, по утверждению суфиев, делают возможным, в соответствии со ступенью развития ученика, раскрытие в них все новых и новых уровней содержания.

Именно эта теория –