Идрис Шах

Путь суфиев (Часть 1)

никаких отчетов и не ожидаю их. Для вас деньги есть нечто вначале искомое, затем накапливаемое. Вы можете обменивать их на что-либо материальное. Для меня же они – часть механизма. Я представитель естественной силы интуитивного роста, благословения и освобождения от времени'.

Но, как всем известно, добро часто проистекает от кажущегося зла, и наоборот. Те, кто решил, что Насреддин набивает собственные карманы, приберегли свои деньги. По каким-то причинам их дела пошли не лучшим образом. Те же, кто слыл за людей легковерных и давал деньги, каким-то непостижимым образом разбогател. Но вернемся к нашей истории.

Восседая на своем Павлиньем Троне в столице империи Дели, Великий Могол слушал доклады курьеров, ежедневно приносивших ему вести о продвижении персидского посла. Вскоре он пришел в полное недоумение. Он созвал своих советников.

– Почтеннейшие, этот Насреддин поистине должен быть святым или направляемым свыше. Ибо кто хоть раз слышал, чтобы человек так явно нарушал закон, запрещающий сбор денег без достойной причины, и не боялся неправильного истолкования своих побуждений?

– Да пребудет ваша тень навеки неущемленной, – отвечали те, – о бескрайнее пространство Вселенской Мудрости, мы согласны с вами. Если Персия имеет таких мужей, мы должны быть начеку, ибо их нравственное превосходство над нашим низменным пониманием мира бесспорно.

Затем прибыл гонец из Персии с тайным письмом от доносчиков Могола при дворе императора Персии: 'Мулла Насреддин не занимает никакого сколь-нибудь важного положения в этой стране. Его выбрали послом совершенно случайно. Нам неизвестна причина, по которой Шахиншах не послал более достойного мужа'.

Могол снова созвал советников.

– Несравненные Райские Птицы! – обратился он к ним. – Меня осенила мысль. Император выбрал случайного человека в качестве представителя всего своего народа. Это может означать, что он настолько уверен в высоких достоинствах своих подданных, что, по его мнению, любой из них способен выполнить сложнейшую миссию посла к непревзойденному двору в Дели! Это свидетельствует о достигнутом в этой стране уровне совершенства, об удивительных непогрешимых интуитивных способностях, распространенных в народе. Мы должны пересмотреть наше намерение напасть на Персию, ибо такой народ легко может одолеть наши войска. Их общество на совершенно иной основе, чем наше.

– Вы, безусловно, правы, о Победоносный Воин на Границах, – вскричала вся знать.

Наконец Насреддин прибыл в Дели. Он ехал на своем старом осле, а за ним следовала его свита, груженная множеством мешков с деньгами, собранными в мечетях. Сундук с дарами покоился на спине слона, таких он был размеров и веса.

У ворот Дели Насреддина встречал главный церемониймейстер. Император и всего его придворные ожидали посла в огромном внутреннем дворе – Приемном Зале Послов. Вход в этот Зал был намеренно сделан очень низким. Вследствие этого посол неизбежно должен был спешиться и так войти в Верховное Присутствие, ощущая себя при этом в роли просителя. Лишь равный по положению мог приблизиться к Моголу на коне.

Однако не было еще случая, чтобы посол явился на осле, и потому ничто не могло помешать Насреддину въехать в двери и направиться прямо к трону.

При виде такого неслыханного действия Великий Могол и его придворные обменялись многозначительными взглядами.

Насреддин в блаженном неведении слез с осла и обратился к императору, назвав его 'Полной Луной', а затем велел принести сундук с драгоценностями.

Когда сундук открыли, и взору присутствующих предстала земля, в Зале воцарилась жуткая тишина.

'Тут уж лучше ничего не говорить, – решил Насреддин, – ибо такое словами не поправишь'.

Могол шепнул визирю:

– Что это значит? Может быть, это просто дерзость по отношению к нашему Высочайшему Владычеству?

Не в силах поверить в такое, визирь напряг все свои умственные силы в поисках иного решения.

– Это имеет символическое значение, Ваше Величество, – пролепетал он. – Посол хочет сказать, что он признает вас Хозяином Земли. Ведь он назвал вас Полной Луной!

Могол облегченно вздохнул.

– Нам понравился дар персидского шахиншаха, ибо богатств у нас предостаточно. Мы вполне оценили метафизическую тонкость его послания.

– Меня просили передать, – заговорил Насреддин, вспомнив об 'особой дарительной фразе', сообщенной ему заговорщиками в Персии, – что это все, что мы имеем для Вашего Величества.

– Это означает, что