Кандыба Виктор Михайлович

Техника гипноза (Часть 4)

или искажаются, а наоборот, развиваются и усиливаются, поднимаясь

на качественно новый уровень, в результате чего повышаются регулятивные способности

всей психики в целом. При этом, как и в даосизме, основной акцент делается

на естественности, хотя в чань-буддизме уделяется более пристальное внимание

тому, чтобы опреде- ленным образом организовать естественные психические проявления,

обуздать их в рамках самодисциплины и само- контроля.

Чань-буддисты и даосы считают, что дискурсивное мышление, основанное на принципе

бинарной оппозиции, видит дуальные отношения там, где их в действительности

нет, расчленяя целое на части и противопоставляя их Друг другу, в результате

чего разрушаются гармоничное единство и целостность бытия и человек начинает

отчуждать себя от своей внутренней природы, одновременно отчуждаясь от окружающей

природной среды и противопоставляя свое индивидуальное Я всей

объективной Реальности, которая начинает восприниматься как объект (или сумма

объектов) деятельности Я; так человек утрачивает целостное видение

мира, мира как неделимого целого, частью которого является он сам, и природной

среды как целостной и взаимосвязанной системы, с которой он связан множеством

теснейших уз и во многом зависит от нее, несмотря на все свое могущество.

Мир чань-буддиста и даоса принципиально не дуален (бу эр), поэтому

они стремятся аппелировать прежде всего к природному началу в человеке, пробудить

и активизировать его, освобождая от гнета внешних условностей. Это стремление

отчетливо проявляется в яркой эмоциональности чаньского просветления,

которое расценивается как центральный человеческий опыт, вершина всей практики

морального и психического самосовершенствования. Постигая Дао, даос обретал

эйфорическое чувство материально-телесного единства, не нарушаемого дисскусией,

восстанавливая яркость, свежесть, остроту и целостность восприятия, а также

спонтанность реагирования, т.е. все естественные свойства, утрачиваемые в

процессе культуризации Я.

Действия человека в таком состоянии идут как бы из самой глубины его существа,

его истинной природы, он руко- водствуется не нормами окультуренного

поведения, а интуитивным озарением, постижением истинной природы

всего сущего, с которой его собственная природа находится в нераздельном единстве.

Чаньский адепт перед своим внезапным прорывом к просветлению,

означавшим переход на качественно новый психический уровень, должен пережить

символическую смерть, когда хаотическое душевное состояние, вызванное великим

сомнением (да-и), достигает своего апогея. За великой смертью

(дасы) следует великое пробуждение (да-цзюэ), т.е. возвра- щение

к новой жизни, которое вполне закономерно знаменуется великой радостью

(да-лэ), а радость совершенно естественно выражается смехом.

Несмотря на символический характер великой смерти, чаньский адепт

переживает ее очень реально и всерьез, поэтому радуется он новой жизни искренне

и глубоко и смех его искренен и жизнерадостен.

Рай, потерянный рай, обретенный рай -

такая структура является общей для всего процесса переосознания адептом себя

и окружающего мира. Приведем изречение чаньского наставника: Когда я

еще не начал изучать чань, горы были горами и реки- реками; когда я начал

изучать чань, горы перестали быть горами, а реки - реками, когда я постиг

чань, горы снова стали горами, а реки - реками. Второй этап в этом изречении

соответствует великому сомнению (потерянный рай).

Когда чаньский наставник своим странным поведением, противоречивыми высказываниями,

неспровоцированными ударами и т.д. разрушает исходные психические структуры

ученика, ввергая его психику в крайне хаотическое состояние, как бы рушится

весь привычный для него порядок вещей и горы перестают быть горами,

а реки - реками. Но в то же время наставник пытается перестроить обыденные

психические структуры ученика на качественно иной основе, вызывая у него прорыв

к просветлению и возрождению к новой жизни, когда адепт переходит

на новый психический уровень и восстанавливается его способность (утраченная

в процессе культуризации и социализации) воспринимать мир таким, какой

он есть на самом деле, без концептуализации и дуализации явлений окружающей

действительности,