Кандыба Виктор Михайлович

Техника гипноза (Часть 4)

винтовую, логарифмическую спираль, жезл, спираль Галилея, алгебраическую спираль,

циклоиду, спираль Архимеда, гипоциклоиды и эпициклоиды, кардиоды, улитку Паскаля,

овалы Кассини, конхоиды и другие. Возможны также встроенность одних фигур

в другие и их различные сочетания.

Если получаемая даршана фиксируется достаточно четко, то имеет

смысл запомнить ее и через некоторое время (неделю или месяц) еще раз прослушать

эту же музыку, сопоставив затем новый и зафиксированный ранее образы между

собой. Время фиксации получаемого в сознании образа-эквивалента будет увеличиваться

постепенно. Поэтому на первых порах для упражнения следует избрать только

одну-две мелодии и работать только с ними. К другим музыкальным произведениям

следует переходить только после того, как первая мелодия будет хорошо освоена.

ЭФФЕКТ: Несмотря на значительный элемент субъективизма в построении геометрических

мыслеобразов - аналогов музыки, это - прекрасное упражнение для развития ассоциативного

мышления освоения навыков медитации вообще. Анализируя свои ощущения, вы учитесь

познавать мир и себя. Поэтому логические связи между изучаемыми вами явлениями,

образность мышления, внутренние свойства познаваемых вами процессов или явлений

- все это будет с легкостью вами выявляться в повседневной деятельности по

мере систематической практики упражнения. Поэтому такого рода медитация необходима

для людей творческих сфер деятельности, т.е. для музыкантов, искусствоведов,

художников, научных сотрудников. Практика упражнения способствует увеличению

глубины анализа познаваемой вами действительности, расширению кругозора и

эстетических вкусов.

Примечания: 1. Освоив это второе упражнение в медитации над музыкой, попробуйте

совместить первое и второе упражнение в одно целое. Так, допустимы здесь синие,

красные и белые спирали, круги или квадраты, сложные многоцветные узоры из

вращающихся фигур.

2. Во всех упражнениях по медитации очень важно найти как бы точку выхода

из всех увиденных даршан, на которой выполнение данного упражнения заканчивается.

3. Некоторые из рекомендуемых геометрических фигур, например, спираль Ферма,

могут быть сами использованы как янтры, т.к. имеют самостоятельную медитативную

значимость.

126. ОБОСНОВАНИЕ: Третье упражнение связано с анализом структуры музыкальных

произведений. Поэтому наиболее успешно его могут выполнять те люди, которым

знакомо сольфеджио. Однако и для несведущих в музыкальной грамоте данное упражнение

будет полезно и выполнимо, главным образом - за счет аппарата аналогий. Так,

анализ музыкального произведения неизбежно включает универсальные аспекты

изучения структур любых объектов, независимо от их происхождения и специфических

свойств. Об этом свидетельствует хотя бы исследование аналогий в триаде язык-музыка-математика.

Например, сравнение геометрических параллельных с параллелями в музыке обогащает

и расширяет само понятие параллельности. То же относится и к ритму: ритмичность

характерна не только для музыки, но и существует в природе. Так, ритм бьющегося

сердца сопровождает нас с первой до последней минуты жизни в этом теле.

Симметрия в музыке или любых других системах имеет глубокий философский смысл:

она отражает гармоничное взаимодействие противоположно направленных сил или

тенденций (своего рода иньян), характер симметрии определяет уровень

и свойства подобных взаимодействий противоположных полюсов, а степень ассиметрии

- направления и уровень отклонений от подобной гармонии.

МЕТОДИКА: Медитируют сидя или лежа. Расслабившись, включить для прослушивания

музыкальное произведение. Сосредоточившись на нем, выявить:

- наличие сходных по звучанию частей, их границы, временные пропорции по сравнению

со всей длительностью произведения;

- наличие вариаций какой-то одной (основной) мелодии, которые, возможно, встроены

в дальнейшее звучание произведения;

- конкретный способ образования вариаций: перестановка некоторых нот, изменение

длительности звучания, замена нот и др.;

- сдвиги, повороты, отражения акстическое зеркало, инверсии: их

длительность звучания, интервалы и т.д.;

- количество тактов всей мелодии, сходных частей, вариаций и др.;

- самые высокие про тембру участки и самые