Кандыба Виктор Михайлович

Техника гипноза (Часть 4)

по воззрениям йоги, есть не что иное, как отражение в

звуке подсознательного процесса дыхания. Согласно йоге, производя вдох или

выдох, ваше подсознание вибрирует соответственно как СО или ХАМ. Итак, вы

произносите мысленно СО на вдохе и ХАМ на выдохе,

СО на вдохе и ХАМ на выдохе и т. д. Длительность упражнения

примерно составляет 1-3 минуты. Разновидность этого упражнения состоит в инверсии

частей СО и ХАМ. То есть СОХАМ через какое-то время

меняется на ХАМСО. Например, СОХАМ, ХАМСО, СОХАМ, ХАМСО и т. д. Полезно при

этой мантре представить себе зрительно успокоение ума, уподобление его гладкой,

безмятежной, зеркальной поверхности большого озера. Не существует ничего внешнего,

вы - весь мир, в вас - вся Вселенная в период Джапы с мантрой СОХАМ. Дыхание

при этом не должно быть быстрым. Наоборот, рекомендуется замедлить его как

только можете. В то же время не должно быть и задержек дыхания (Кумбхаки).

Плавный вдох и плавный размеренный выдох. Не допускайте возникновения какого-

либо напряжения в спине, верхней части туловища, в легких и других частях

тела.

ЭФФЕКТ: Мантра-медитация и особенно Джапа обладают множественным полезным

действием. Это воздействие сводится к следующим основным аспектам:

1 . Концентрация на звуках приводит к повышению осознаваемости занимающимся

различных речевых оборотов, слов и частей слов. Это сопровождается расширением

спектра эмоциональных реакций, которые связаны со звуком, что можно рассматривать

как своеобразное обогащение сознания.

2. Занимающийся приобретает элементарные навыки быстрого и эффективного снятия

стрессов, например - будучи вынужденным присутствовать на утомительно скучном

собрании. Полезно чтение мантр после какой-либо работы, когда наступает чувство

усталости. Тем самым приобретается контроль над психикой.

3. Пение мантры АУМ способствует повышению интел- лектуальных способностей

занимающегося, т. к. звуки А-У-М создают благоприятные вибрации в голове,

которые как бы массируют тканевые структуры.

4. Непрерывная концентрация на звукосочетаниях, не связанных с бытовой повседневной

деятельностью, снижает степень воздействия следов прошлой психической деятельности.

Это также способствует умственной и эмоциональной релаксации занимающегося.

5. Создавая устойчивые психические процессы, закаливается воля занимающегося,

усиливается умственная деятельность; все реакции практикующего на внешние

воздействия становятся более адекватными ситуациями, а психика приобретает

необходимую ей стабильность.

6. Свами Вивекананда в комментариях к Йога-сутре указывает, что

во время чтения мантры ОМ человек мысленно находится в компании

высокоразвитых в духовном и интел- лектуальном смысле людей.

Примечания:

1. Мантра Ом традиционно считается элементом религиозной практики

(Бог есть Ом). Однако практика с ней полезна и для атеиста, причем

последний тоже приобретает положительный эффект. То есть практиковать это

упражнение могут верующие и атеисты, молодые (даже дети) и старые, независимо

от пола, нации, профессии и т. д.; во всех случаях прогресс имеет объективный

характер. Для верующего же эффект будет максимальным ввиду воспитания у него

своего рода чувств благоговения и большей готовности сознания для постижения

высших духовных истин.

2. Возможна и полезна также аналогичная в своих общих чертах работа и с другими

мантрами, например Маха-мантрой кришнаитов (вайшнавов): Харе Кришна Харе Кришна

Кришна Кришна Харе Харе/Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. В этой мантре

Кришна и Рама - имена Бога, а слово Харе - есть обращение к внутренней

энергии Бога. Заучивание мантр на санскрите кроме описанных эффектов служит

прекрасным средством для развития памяти.

3. Через неделю после начала практики мантра-медитации начинайте также вдумываться

в смысл каждого звука мантры. Ответьте при этом себе на вопросы, например,

почему мантра Ом имеет именно такие звуки, а не другие? Что обозначает

каждый звук? Затем попробуйте идентифицировать эффект от каждого произносимого

звука по отдельности, дифференцируйте свои ощущения, это также разовьет ваши

способности.

4. Даже после того, как вы достигнете успеха в чтении мантр, не следует полностью

забрасывать это упражнение.