Кандыба Виктор Михайлович

Техника гипноза (Часть 4)

релаксации и дыхательных

упражнений; 2) пра- вильному положению тела; 3) внешним условиям, удобным

для длительной медитации.

В монастырской практике сидячей медитации обычно использовалась

классическая йогическая поза лотоса или сейза. Рекомендация

чаньского наставника: Когда Вы впервые начинаете практиковать сидячую

медитацию (цзо-чань) и созерцать свое сознание (кань-синь), отправляйтесь

в уединенное место и сидите там, не сходя с этого места. Сначала сделайте

тело прямым и сядьте в правильную позу. Сделайте одежду свободной и ослабьте

поле.

Расслабьте туловище и конечности. Промассируйте себе позвоночник. Выдохните

полностью воздух из живота. Через естественный поток дыхания Вы обретете Вашу

истинную природу, ясную и пустотную, спокойную и чистую. Когда Ваше тело и

сознание будут гармонизировать, дух тоже станет спокойным.

Однако психосоматическая релаксация не переходит в вялость и полную расслабленность,

так как наряду с возбуждением это тоже считается отключением от оптимального

функционального состояния и мешает медитации. Поэтому в случае отключения

в ту или иную сторону необходимо применять саморегуляцию (спокойное мысленное

внушение нейтральности и т.д.) для восстановления и поддержания оптимального

состояния.

Сам процесс медитации осуществляется при сосредоточении сознания, лишенного

каких-либо образов или идей (мыслей), в одной точке (санскр. - экагра; кит.

- и-нянь-синь). Это состояние сознания сочетается с максимальной релаксацией

и стабилизацией сознания, снятием психического напряжения и достижением предельно

уравновешенного состояния.

Медитация начинается с сознательной концентрации внимания, медитирующий сосредоточивает

его в одной точке и интенсивно всматривается своим внутренним

взором в пустоту, стремится опустошить свое сознание

до полного отсутствия каких-либо мыслей или образов восприятия. Такое состояние

называется одноточечностью сознания (и нянь-синь), или сознанием,

лишенным мыслей (у-нянь-синь), или не сознанием (у-синь).

Однако сосредоточенность сознания вовсе не означает, что его нужно жестко

фиксировать на определенном объекте. По мере тренированности медитирующий

вырабатывает в себе способность к несознательной концентрации внимания, когда

сознание свободно движется от одного объекта к другому, течет как вода, не

задерживаясь ни на одном объекте и вместе с тем отражая его с максимальной

адекватностью, когда медитирующий в состоянии сосредоточить свое внимание

на определенном объекте без всякого напряжения и осознанного стремления сделать

это, т.е. как бы при пассивном участии самого человека или, точнее,

его индивидуального Я, которое в таком состоянии перестает быть

контролером или наблюдателем собственной психической деятельности, как бы

растворяясь без остатка в общем потоке психики. У-синь - это действие

(на каком угодно уровне - физическом или психическом) без попыток в одно и

то же время контролировать и наблюдать за действием со стороны. Поэтому

такое состояние называлось также у-во (не я), отсутствием

индивидуального Я.

Главным содержанием медитации является реализация пустоты (санскр. - шуньята,

шунья; кит. - чжэнь-кун, сюй-кун). Чань-буддист подвергает интуитивному рассмотрению

(созерцанию) свой собственный поток психики, свое Я - образы,

мысли, чувства, стремления и т.д., в результате чего обнаруживает, что все

эти феномены, все, что он в состоянии обнаруживать в этом потоке, не имеет

отдельного, независимого существования и в этом смысле нереально, а его Я

нельзя свести ни к какому- либо одному феномену его психики, ни к их сумме,

и поэтому говорить о своем Я как о чем-то реально существующем

можно лишь условно.

Через переживание отсутствия собственной, независимой сущности различных психических

образований (эмоций, мышления, восприятия и т.д.) достигается пустотность,

т.е. несубстант- ность, иллюзорность, отсутствие

собственной независимой сущности всех вещей и явлений, всего феноменального

- внешних объектов, так называемых живых существ (кит. чжун-шэн), своей собственной

природы, а также пустотность самой пустоты. Пассивно созерцая

феномены своей психики и внешние образы восприятия, следует проявлять полное

безразличие,