Кандыба Виктор Михайлович

Техника гипноза (Часть 4)

максимально отстраненное (отрешенное) отношение к мелькаю- щим

мыслям и образам, которые должны следовать в общем потоке психики легко и

свободно и не оставлять в сознании никаких следов, подобно птицам, легко и

бесшумно пролетающим по небу и бесследно исчезающим вдали.

Будучи не вовлеченным в поток сознания, медитирующий позволяет мыслям и чувствам

течь свободно, наблюдая за ними без какого-либо определенного намерения, пока

они само- произвольно не исчезнут. У-синь - это состояние целостности, в котором

сознание функционирует свободно и легко, без ощущения наличия второго сознания,

или, Я, стоящего над ними и контролирующего его. При этом психика,

лишенная деста- билизирующего и деструктирующего вмешательства инди- видуального

Я, предоставленная самой себе и спонтанно функционирующая наиболее

естественным для себя образом, успокаивается сама собой и достигает предельно

уравновешенного и безэнтропийного состояния, которое уподобляется чань- наставниками

зеркальной поверхности спокойной воды: Это такое состояние сознания,

когда все духовные силы находятся в равновесии, так что ни одна мысль, ни

одна склонность не может доминировать над другими.

Основной упор в чань-буддистской медитации делается на естественной саморегуляции,

когда медитирующий не стремится навязывать своей психике направляющую и регулирующую

волю своего Я, а, наоборот, отказывается от представления о дискретности

собственного существования, выходит за пределы индивидуального Я

и оставляет свою психику в покое, предоставляя ей возможность самой управлять

своей дея- тельностью в соответствии с собственными, наиболее естест- венными

для нее законами, позволяя ей самой находить наиболее оптимальный режим функционирования.

Однако отказ от ощущения своего Я как дискретной сущности не означает

абсолютной бесконтрольности мыслей и поступков, полной безответственности

и безвольной реактивности, лишенной всякой целенаправленности, а является

лишь освобож- дением от субъективности восприятия, эмоциональных эффектов

и психического напряжения, обусловленных привязанностью к своему Я.

Вся система чань-буддистской тренировки направлена на то, чтобы развить силу

воли и полное самообладание, но не в смысле жесткой внешней дисциплины, а

в смысле самоконтроля и саморегуляции, когда бразды правления берет на себя

психо- соматическая целостность, в которой сознательные и подсознательные

уровни находятся в гармоничном взаимо- действии и непротиворечивом единстве.

При этом воля, идущая от сознательного уровня психики и обусловленная деятельностью

индивидуального Я, должна уступить место безличной, совершенно

объективированной воле, которая исходит от истинной природы человека

и усиливается за счет того, что ее максимальной концентрации и проявлению

всех ее потенциальных возможностей не мешают различные демо- билизирующие

факторы, связанные с наличием индивидуального Я: рефлексия, страх

или беспокойство за свою Я-концепцию и т.д.

Чаньская традиция предписывает подчинять, воспитывать и развивать волю и другие

психические функции, но не подавлять или уничтожать их. Буддийская концепция

срединного пути избегает крайностей аскетизма, когда чувства тренируются

до тех пор, пока не перестают выполнять свои функции: глаз не видит, ухо не

слышит. Подлинное воспитание чувств означает их тренировку с тем, чтобы они

могли различать все формы чувственного сознания и оценивать их по достоинству.

Одновременно подчеркивается, что без дисциплины и упражнения воли нельзя избавиться

от омрачающих факторов психической жизни, так как дурные желания

не могут быть устранены, если к ним относиться пассивно, - их устранит только

сильная вопя и целеустремленность.

В русле этой традиции чань-буддист стремится избегать крайностей аскетизма,

с одной стороны, и полного отказа от всякой тренировки - с другой, и в своей

практике психотренинга использует сбалансированный подход, в котором усиленное

напряжение воли сочетается с релаксацией, дисциплина чувств и эмоций - с естественностью

психических проявлений.

Под воздействием чаньского психотренинга такие важнейшие психические процессы,

как сенсорное восприятие, представления, мышление, эмоции, память и т.д. Не

подавляются