Кандыба Виктор Михайлович

Техника гипноза (Часть 4)

жизни как явления природы, и познание его значения и сущности применительно

к своему организму является одним из самых простых, но в то же время очень

важным актом самопознания для любого человека. Существует и оккультное значение

постижения тайн дыхания - там,

где кончается физиологическое дыхание, плоскость действия человеческой души

приобретает иной характер, и человек выходит в тот мир, который иногда называют

инобытием. Поэтому умение контролировать дыхание на разных уровнях сознания

чрезвычайно важно для всего прогресса совершенствования тела и души. Об этом

традиционно свидетельствуют древние тексты Индии и Китая, да и вообще - йога

без контроля дыхания просто немыслима.

В предыдущем упражнении в мантра-медитации мы уже сделали первый шаг в постановке

дыхания под контроль воли, и помощь здесь оказала мантра СОХАМ. Теперь мы

предлагает еще два простых упражнения, которые призваны закрепить успех.

МЕТОДИКА: Условия выполнения упражнений одинаковы и сводятся к тому началу,

что можно считать стандартным: сесть в медитативную позу или просто лечь на

коврик: предельно расслабиться, проверив эффективность расслабления от кончиков

пальцев ног до туловища, рук и шеи, закрыть глаза; прочитать мантру АУМ 3

или 6 раз (про себя или голосом).

ПЕРВОЕ УПРАЖНЕНИЕ

Сосредоточить все мысли на контроле дыхания, подгото- виться к счету. Вдох

и выдох выровнять так, чтобы они были примерно равны по продолжительности.

На счет 1,2,3,4- вдох, выдох - на счет 5, 6, 7, 8; снова вдох на счет 9, 10,

11, 12 и выдох на счет 13, 14, 15, 16. Так следует продолжать до 248. На счет

249 - открыть глаза и так продолжать упражнение дальше до счета 500.

ВТОРОЕ УПРАЖНЕНИЕ

Сущность упражнения здесь такая же, однако вместо счета занимающийся использует

мантру. Мантра произносится мысленно 4 раза при вдохе и также мысленно - 4

раза - на выдохе. Затем снова при вдохе мысленно 4 раза произносится та же

мантра, и 4 раза она повторяется на выдохе. Начинать следует с 3-5 минут,

а прекратить упражнение лучше всего по какому-либо сигналу (например, будильника).

Понятно, что произнесение даже в быстром темпе 4 раза мантры занимает время,

больше чем 4 секунды, так что всего в качестве исходной мантры использовать

АУМ. Затем, если вы сочтете необходимым заменить мантру, можно использовать

сочетание АУМ-ШАНТИ (в переводе с санскрита Шанти означает мир,

покой). Затем можно использовать ОМ-МАНИ-ПАДМЕ-ХУМ или любую другую

формулу, которая вам нравится больше всего. По мере увеличения длительности

мантры упражнение приобретает все большее значение в плане Хатха-йоги, как

Кумбхака (т. е. задержка дыхания), т. е. оно начинает в себе совмещать одновременно

преимущества Хатха-йоги и Дхьяна-йоги.

ЭФФЕКТ: Эффект как первого, так и второго упражнения значителен, несмотря

на кажущуюся их примитивность. Сознание получает мощный толчок, направленный

к интравертному состоянию, в результате чего все внешние заботы и суета уносятся

прочь просто и эффективно. В итоге создаются прекрасные возможности перейти

к более сложным упражнениям, а также - получать пусть кратковременный, но

реальный умственный отдых. Длительная мантра в случае практики второго варианта

упражнения даст возможности оздоровить и укрепить легкие, благодаря эффекту

Кумбхаки, широко известному из опыта Хатха-йоги.

117. ОБОСНОВАНИЕ: Никакой духовный и интеллектуальный прогресс не может быть

достигнут без развития интравертивных способностей психики. Уведение мыслей

внутрь сознания, предусматриваемое пятой стадией восьмичленной лестницы йоганг

- Пратьяхарой, представляет собой только первую ступень в самопознании, и

этот этап должен быть развит и закреплен. Человек должен не только понимать,

но и иметь способность зрительно представлять свои внутренние свойства, рассматривая

мир своих чувств, желаний и мыслей как реальный компонент своего Я

в тот или иной момент времени. Далее, проявление интуитивных способностей

и успех в распознавании внутренних свойств других объектов также связан со

способностью к интравертивности деятельности сознания. Развитие таких способ-

ностей достигается чрезвычайно простым, на первый взгляд - примитивным, упражнением,

которое рекомендует Сарасвати.

Смысл упражнения связан