Автор неизвестен

Буддийские сутры. Часть 1.

наслаждение; это чувственное вожделение, желание существования,

а также желание несуществования.

Но почему же возникает это вожделение, почему пускает оно корни? В желанных и

приятных вещах в мире — там возникает это вожделение, там пускает оно корни.

Глаз, ухо, нос, язык, тело, ум; формы, звуки, запахи, вкусы, телесные

впечатления и объекты ума — они бывают желанными и приятными. Сознание,

сознательное впечатление, чувство, возникающее из сознания и сознательного

впечатления, восприятие, воля, вожделение, мысленное обладание и воображение,

обусловленные формами, вкусами, звуками, запахами, телесными впечатлениями и

объектами ума, — все они в чем-то желанны и приятны. Отсюда возникает это

вожделение, здесь пускает оно корни.

Это, о монахи, и есть благородная истина о происхождении страдания.

Теперь, о монахи, что такое благородная истина о прекращении страдания? Это и

есть неустанное уничтожение и прекращение этого вожделения, отказ от него,

уклонение от него, освобождение от него, незапятнанность им. Но как же, о

монахи, удается угасить это вожделение, как удается его прекратить? В том, что

существует в мире желанного и приятного, — там удается его прекратить. Глаз,

ухо, нос, язык, тело, ум, формы, звуки, запахи, вкусы, телесные впечатления и

объекты ума — они в чем-то желанны и приятны. Сознание, сознательное

впечатление, чувства, возникающие из сознательных впечатлений, восприятие, —

воля, вожделение, мысленное обладание и воображение, обусловленные формами,

звуками, запахами, вкусами, телесными впечатлениями и объектами ума, — все они в

чем-то желанны и приятны. Там удается угасить это вожделение, там удается

прекратить его.

Теперь, о монахи, что же такое благородная истина о пути, ведущем к

прекращению страдания? Это — благородный восьмеричный путь, а именно: правильное

познание, правильное размышление, правильная речь, правильное действие,

правильные средства пропитания, правильное усилие, правильная внимательность,

правильная сосредоточенность. Что же такое правильное познание? Познание

страдания, познание возникновения страдания, познание прекращения страдания,

познание пути, ведущего к прекращению страдания — это называют правильным

познанием.

Что же такое правильное размышление? Размышление без привязанности, без

ненависти, мирное размышление — это называют правильным размышлением.

Что же такое правильная речь? Воздержание от лжи, воздержание от

двусмысленности, воздержание от грубых слов, воздержание от безрассудной

болтовни — это называют правильной речью.

Что же такое правильное действие? Воздержание от убийства живых существ,

воздержание от присвоения чужой собственности, воздержание от неправильного

образа жизни вследствие мысленного соблазна — это называют правильным действием.

Что же такое правильные средства пропитания? Благородный ученик отказывается

от извращенных занятий и зарабатывает на пропитание правильным трудом. Это и

называют правильными средствами пропитания.

Что же такое правильное усилие? Вот пробуждает монах в себе волю, укрепляет

себя, употребляет все свои силы, побуждает свой ум и борется, чтобы избавиться

от низких, вредных качеств, еще не искорененных, чтобы не дать им проявиться,

чтобы преодолеть уже проявившиеся низкие, вредные качества, чтобы вызвать к

жизни еще не проявившиеся благотворные качества, чтобы удержать уже проявившиеся

благотворные качества, не дать им исчезнуть, привести их к росту, развитию и

полному расцвету. Это называют правильным усилием.

Что же такое правильная внимательность? Вот, находясь в теле, пребывает монах

в созерцании тела, старательный, вдумчивый, бдительный, стремящийся преодолеть

алчность и печаль по отношению к миру. Находясь в чувствах, он пребывает в

созерцании чувств; находясь в уме, он пребывает в созерцании ума; находясь в

объектах ума; он пребывает в созерцании объектов ума, старательный, вдумчивый и

бдительный, стремящийся преодолеть алчность и печаль по отношению к миру. Это

называют правильной внимательностью.

Что же такое правильная сосредоточенность? Вот, монах, освободившись от

предметов ума, от вредных состояний ума, приобрел то, что приносят размышление и

рассуждение, то, что порождено освобождением от вещей, — такой монах пребывает в

первой джхане, наполненной восторгом и чувством счастья. А после того как

успокоились размышления и рассуждения, достигает он внутреннего мира и единства

ума, свободный от размышления и рассуждения,