Автор неизвестен

Буддийские сутры. Часть 1.

Благословенный остановился в Варанаси, в 'убежище игр'

Исипатаны. Там он обратился к группе пяти монахов.

Тело, бхикшу, это не я. Будь оно я, оно бы не далось болезням. И можно было

бы сказать — 'пусть моё тело будет таким. Пусть оно не будет таким'. Но именно

поскольку тело — не я, оно подвержено болезни. И невозможно сказать ему быть

таким или сяким.

Чувство — не я. Будь оно я, оно бы не было подвержено болезни. И можно было

бы сказать чувству — 'пусть моё чувство будет таким. Пусть оно не будет таким'.

Но именно потому что чувство — не я, оно подвержено болезни. И нельзя сказать

ему быть таким или этаким.

Восприятие — не я. Будь оно я, оно бы не было подвержено болезни. И можно

было бы сказать чувству — 'пусть моё восприятие будет таким. Пусть оно не будет

таким'. Но именно потому что восприятие — не я, оно подвержено болезни. И нельзя

сказать восприятию - будь или не будь таким.

Умственные процессы — не я. Будь они я, мышление не было бы подвержено

расстройству. И можно было бы сказать умственным процессам — 'пусть они будут

такими. Пусть они такими не будут'. Но именно потому что умственные процессы —

не я, они подвержены болезни. И нельзя сказать мышлению - будь или не будь

таким.

Сознание — не я. Будь оно я, сознание не было бы подвержено расстройству. И

можно было бы сказать о сознании — 'пусть оно будет таким. Пусть оно таким не

будет'. Но именно потому что сознание — не я, оно подвержено болезни. И нельзя

сказать сознанию - пусть сознание будет или не будет таким.

Как вы считаете, бхикшу — тело постоянно или непостоянно?

— Непостоянно, владыка.

А то, что непостоянно — легко или беспокойно?

— Беспокойно, владыка.

И разве подходяще о непостоянном, беспокоящем, подверженном изменениям,

думать: 'Это моё. Это моё я. Вот что я.'?

— Нет, владыка.

Как вы считаете, бхикшу — чувство постоянно или непостоянно?

— Непостоянно, владыка.

А то, что непостоянно — легко или беспокойно?

— Беспокойно, владыка.

И разве подходяще о непостоянном, беспокоящем, подверженном изменениям,

думать: 'Это моё. Это моё я. Вот что я.'?

— Нет, владыка.

Как вы считаете, бхикшу — восприятие постоянно или непостоянно?

— Непостоянно, владыка.

А то, что непостоянно — легко или беспокойно?

— Беспокойно, владыка.

И разве подходяще о непостоянном, беспокоящем, подверженном изменениям,

думать: 'Это моё. Это моё я. Вот что я.'?

— Нет, владыка.

Как вы считаете, бхикшу — мышление постоянно или непостоянно?

— Непостоянно, владыка.

А то, что непостоянно — легко или беспокойно?

— Беспокойно, владыка.

И разве подходяще о непостоянном, беспокоящем, подверженном изменениям,

думать: 'Это моё. Это моё я. Вот что я.'?

— Нет, владыка.

Как вы считаете, бхикшу — сознание постоянно или непостоянно?

— Непостоянно, владыка.

А то, что непостоянно — легко или беспокойно?

— Беспокойно, владыка.

И разве подходяще о непостоянном, беспокоящем, подверженном изменениям,

думать: 'Это моё. Это моё я. Вот что я.'?

— Нет, владыка.

Так что, бхикшу, какое бы то ни было тело — прошедшее, будущее или нынешнее,

внутреннее или внешнее, грубое или тонкое, обычное или возвышенное, далёкое или

близкое — на всякое тело при верном распознавании следует смотреть так — 'Это не

моё. Это не моё я. Это не то, что я есть'.

И какое бы ни было чувство — прошедшее, будущее или нынешнее, внутреннее или

внешнее, грубое или тонкое, обычное или возвышенное, далёкое или близкое — на

всякое чувство при верном распознавании следует смотреть так — 'Это не моё. Это

не моё я. Это не то, что я есть'.

И какое бы ни было восприятие — прошедшее, будущее или нынешнее, внутреннее

или внешнее, грубое или тонкое, обычное или возвышенное, далёкое или близкое —

на всякое восприятие при верном распознавании следует смотреть так — 'Это не

моё. Это не моё я. Это не то, что я есть'.

И какое бы ни было чувство — прошедшее, будущее или нынешнее, внутреннее или

внешнее, грубое или тонкое, обычное или возвышенное, далёкое или близкое — на

всякое чувство при верном распознавании следует смотреть так — 'Это не моё. Это

не моё я. Это не то, что я есть'.

И какое бы ни было мышление — прошедшее, будущее или нынешнее, внутреннее или

внешнее, грубое или тонкое, обычное или возвышенное, далёкое или близкое — на

всякий мысленный процесс при верном распознавании следует смотреть так — 'Это не

моё. Это не моё я. Это не то, что я есть'.

И какое бы ни было сознание — прошедшее, будущее или нынешнее, внутреннее