Автор неизвестен

Буддийские сутры. Часть 1.

как другие жрецы и пустынники, проживающие на пище, доставленной

благочестием верных, привязаны к разным забавам, отвлекающих от подвигов

добродетели, — к игре на столах с шестидесятью или сотней кладратиков, к

прыганию через черты, проведённые на земле, к срыванию вещей с верхушки, не

колебя основы, к играм в мяч, к играм на трубах, отгадыванию мыслей, состязанию

колесниц, к стрельбе из лука, к подражательным действиям, — он воздерживается от

всяких забав, отвлекающих от жизни в подвигах добродетели. — Тем блага его

жизнь.

5. Тогда как иные жрецы и пустынники, живущие на пище, доставленной

благочестием верных, привязаны к обычаю иметь высокие и убранные постели, и ложа

для отдыха, широкие постели, пушистые подножники, шерстяные одеяла, затканные

цветами, бумажные покрывала, вышитые фигурами животных, шерстяные ковры, ковры

расшитые золотом и шелками, дорогие черпаки на слонов, уздечки и сбрую, ковры

для колесниц, покрывала из шкур тигров и антилоп, — он же далёк от всего

подобного. — Тем блага его жизнь.

6. Тогда как иные жрецы и отшельники, живущие на подаянии благочестивых,

склонны иметь вещи для украшения тела, любят душистые масла и мази, ароматные

купания, омовения, зеркала, мастику для бровей и ресниц, цветы душистые

поласкания для зубов, браслеты и ожерелья, посохи, тиары, мечи, зонты от солнца,

повозки, драгоценные украшения, белые широкие одежды. Он же отказался навсегда

от вещей, одно назначение коих — украшать человека. — Тем блага его жизнь.

7. Тогда как иные жрецы и отшельники, живущие на подаянии благочестивых,

склонны к пустым разговорам, любят рассказы о царях, разбойниках, советниках

царства, о воистве, о войнах и смятениях, любят поговорить о еде, питье,

одеждах, постелях, ароматах, колесницах, об улицах, сёлах, городах, областях, о

женщинах и воинах, любят рассказы о судьбе, о зарытых кладах, о видениях, о

несчастиях на море, приключениях на берегу, и о том, что было, и о том, чего

вовсе не было, — он же воздержан от праздных речей. — Тем блага его жизнь.

8. Тогда как иные жрецы и отшельники, живущие на подаянии верных, имеют

склонность к бранным словам, — говорят: 'ты невежда в этом учении и правилах, я

же сведущ, — что ты понимаешь в учении?!, — ты еретик, — о чём подобает говорить

вначале ты говоришь в конце, а о конце говоришь в начале, — всё твоё многолетнее

изучение я мигом опрокинул, — ты бесчестен, — убирайся, сгинь с беседы, сам

выпутывайся из своих ошибок!', — он же воздержан от всякого бранного слова. —

Тем блага его жизнь.

9. Тогда, как иные брахманы-пустынники, живущие на подаяние верных, склонны

исполнять служебные обязанности посредников между царями, советниками царства,

воинами, брахманами, собственниками, юношами, которые говорят им: 'поди сюда, —

сходи туда, — снеси туда, — принеси сюда', — он же далёк от склонности к

исполнению обязанностей посредника, — тем блага его жизнь.

10. Тогда, как иные брахманы-пустынники, живущие на подаяниях благочестивых,

наклонны к лицемерию, многоречивости, дают великие обеты, осуждают других и

постоянно жаждут себе прибытков, — он же далёк от их искусного лицемерия. — Тем

блага его жизнь.

Великие правила жизни

1. Тогда, как иные брахманы-пустынники, живущие на подаяние от верных,

добывают пропитание низкими путями, обычаями лжи: разгадыванием знаков на теле,

предвещаниями, разгадыванием примет, снов, знамений, дурных и благоприятных,

разгадыванием, что значит, когда крысы так или этак прогрызут платье или что

иное, жертвами богу огня, жертвоприношением травы даббы, шелухи, отрубей, риса,

масла, кровавыми жертвами, волхованием для укрепления тела, для отыскания

счастливого места, для защиты полей, для удачи в брани, заклинанием против

домовых и теней, ради обеспечения жатвы, заговорами от змеиных укусов,

противоядиями, заговорами против укусов скорпионов и крыс, гаданием по полёту

соколов, по крику вороны, отгадыванием долготы жизни, заговором от ран, мнимым

знанием языка животных, — он же далёк от добыванием средств к жизни теми

обычаями лжи. — Тем блага его жизнь.

2. Тогда, как иные брахманы-пустынники, живущие на подаяние от верных,

добывают себе средства к жизни такими низкими средствами, такими обычаями лжи, —

как разъяснение дурных и хороших качеств в алмазах, украшениях, мечах, стрелах,

луках, доспехах, жёнах и мужъях, юношах и девах, рабах и рабынях, слонах и

конях, быках, волах, козах, черепахах, оленях, игуанах, — он же далёк от всех

тех