Автор неизвестен

Буддийские сутры. Часть 1.

ошибка в этих ложных учениях,

которых обычно придерживаются философы, заключается в следующем — они не

признают, что предметный мир происходит из самого ума; они не понимают, что вся

умственная система также происходит из самого ума, но завися от этих проявлений

ума, как от реальных, они, как простаки, продолжают между ними различать, лелея

двойственность этого и того, бытия и небытия, не ведая о том, что есть лишь одна

общая Сущность.

Моё же учение, напротив, основывается на признании предметного мира видением,

проявлением самого ума; оно учит прекращению невежества, желания, действия и

причинности; оно учит прекращению страдания, возникающего из различения трёх

миров.

Есть некоторые учёные брахманы, которые, признавая, что что-то может взяться

из ничего, утверждают, что есть некая сущность, связанная с причинностью,

пребывающая во времени, и что элементы, составляющие личность и её окружение,

имеют своё рождение и продолжительность в причинности, а посуществовав так,

уходят.

Есть и другие учёные, придерживающиеся разрушительных и нигилистических

взглядов на такие вещи как непрерывность, деятельность, разрушение,

существование, нирвана, путь, карма, результат и истина. Почему? Потому что они

не достигли интуитивного понимания самой Истины, а следовательно, не могут ясно

взглянуть в основы вещей. Они как кувшин, разбитый на кусочки, который больше не

может служить кувшином, они как жареное семечко, которое больше не может

прорасти. Но элементы, составляющие личность и её окружение, которые они считают

подверженными изменениями, на самом деле неспособны на непрерывные превращения.

Взгляды их основаны на ошибочных различениях предметного мира, а не на

истинном представлении. Опять же, если верно, что нечто возникает из ничего и

причина возникновения умственной системы — комбинация трёх причин, производящих

следствия, тогда мы могли бы сказать то же самое о любой несуществующей вещи;

например, что черепаха может отрастить волосы, а песок — произвести масло. Такое

предположение ничего не даст — оно кончается утверждением ничего. Если станут

возражать, что комбинация трёх причин, дающих следствия, есть, то тогда следует

придерживаться принципа причинности, то есть считать, что нечто происходит из

чего-то, а не из ничего.

Пока утверждается мир относительности, есть вечно возобновляющаяся цепь

причинности, которую нельзя отрицать ни при каких условиях, потому мы не можем

говорить о чём-то приходящем к прекращению или концу. Пока эти учёные остаются

на своей философской основе, их доказательства должны соответствовать логике, а

их учебники и привычка памяти к ошибочному умствованию всегда будет с ними. Хуже

того, простаки, отравленные этими ошибочными взглядами, объявят этот неверный

способ мышления, которому учат невежды, тем же, который представляет Всезнающий.

СУТРА, ДАРОВАННАЯ ВОЕНАЧАЛЬНИКУ СИНХЕ

Так я слышал:

В то время многие видные горожане собрались в зале для собраний и всячески

восхваляли Будду, Дхарму и Общину. Среди них находился и Синха, военачальник,

последователь секты нигантха. И Синха подумал: Воистину, должно быть,

Благославенный Будда — святой, пойду и встречусь с ним. И Синха-военачальник

направился туда, где пребывал глава нигантх Натапутта, и, приблизившись к нему

сказал:'Владыка я хочу посетить отшельника Готаму.' Натапутта ответил:'О, Синха,

ты веришь, что всякое действие имеет последствия, отвечающие нравственным

достоинствам этого действия. Зачем тебе посещать отшельника Готаму, отрицающего

последствия действий? Отшельник Готама, о Синха, отрицает последствия действий,

он учит Учению недеяния, и в этом учении наставляет своих последователей. 'Тогда

желание посетить Благословенного, возникшее у Синхи утихло.

Услышав вновь восваление Будде, Дхарме и Общине, Синха обратился к главе

ниигатов во второй раз, и вновь Натапутта отговорил его.

Когда военачальник в третий раз услышал, как видные горожане превозносили

достоинства Будды, Дхармы и Общины, он подумал: 'Воистину, должно быть,

отшельник Готама — Святой Будда. Что мне нигантхи и их согласие или несогласие?

Пойду не спрашивая их разрешения, и встречусь с ним, Благословенным, Святым

Буддой.' И Синха — военачальник обратился к Благословенному со словами: 'Я

слышал, Владыка, что отшельник Готама отрицает последствия действий живых

существ, учит доктрине недеяния и говорит, что действия живых существ не

получают своего воздаяния, ибо он учит уничтожению